Задания Д17 A17. Контекст 2. Задание 2
«Нет сомнения, что в отношении сведений о киргизах (казахах) самое первое место занимает «Сборник летописей» издания Березина (Казань, 1854 г.), замечательный тем более, что представляет единственные памятники прошедшей жизни киргиз, хотя исторических фактов в нем и нет, но полная генеалогия султанов и ханов киргизских дает нам возможность проверить современными данными хоть одно из (исторических) сказаний киргиз (казахов) и поверить достоверность сведений самой книги с известиями русскими, находящимися в посольских бумагах и актах сношений с ногайцами. «Сборник летописей»… написан в конце царствования Бориса Годунова, около 1000 г. геджры, когда (правил городом Касимом) султан Ураз Мухаммед…, с которым (находился в России автор хроники), неизвестный по имени… Хроника эта написана чисто арабским языком и … переводным словом, зато узбековских (в XV-XVI вв. казахов называли также узбеками), степных уподоблений, поговорок бездна».
Определите по контексту, когда было написано произведение:
«Племена уйсуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье, пришли из глубины Центральной Азии. Во II в. до н. э. часть уйсуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские племена и основала владения во главе с предводителем, носившим титул «гуньмо» (кунь баг — князь над князьями). Основная территория уйсуней располагалась в Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и Таласу, где уйсуни граничили с Кангюем. На востоке они имели общую границу с хунну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица уйсуней Город Красной долины находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями. Политическая история уйсуней, которая в источниках прослеживается до III в. н.э., повествует об их связях с Китаем, заключении дипломатических отношений, женитьбе уйсуньских гуньмо на китайских принцессах. Некоторые исследователи считают, что уйсуни были предками тюрок и говорили по-тюркски. Но как бы то ни было, название «уйсунь» носит одно из крупных казахских племен».
Изучив контекст определите титул предводителей племени уйсуней
Источник №1
Причины завоевательных походов джунгар на территорию Казахстана. Территория Казахского ханства издавна привлекала к себе внимание джунгарских правителей. Завоевав Семиречье и Присырдарьинский район, они могли контролировать один из важных маршрутов торговых путей, связывавших Джунгарию с Российской империей, Сибирью, государствами Центральной Азий. Им открывалась прямая дорога в Афганистан, Иран и Закавказье. Захват Казахстана позволял получать дополнительные подати с покоренного населения. Завоевателей привлекли огромные пастбищные угодия и торговоремесленные центры Южного и Юго-Восточного Казахстана... .
Источник №2
В 1728 году в предгорьях Улытау, местности Карасиыр у р. Буланты, казахское ополчение одержала крупную победу в длительной борьбе с Джунгарским ханством. На стороне местных ополченцев выступили кыргызские и каракалпакские отряды. Общее численность объединенных сил составила около 60 тысяч человек. Место сражение навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Қалмақ қырылған». По приблизительным данным было уничтожено до 10 тысяч джунгарских войнов. Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа. Победа усилила стремление к дальнейшему объединению народа перед лицом грозной опасности. Это крупная победа стала залогом успеха в следующей — Аныракайской битве.
В источнике №2 на стороне местных ополченцев выступили отряды
Письменные источники по истории ранних традиционных цивилизаций Центральной Азии
Древняя история Центральной Азии освещается письменными источниками слабо и неравномерно. Большинство этих источников относятся ко второй половине I тыс. до н. э. – первой половине I тыс. н. э. Среди письменных источников выделяются следующие группы:
Aнтичные источники: Они хорошо известны науке, но их данные не очень точны, так как древнегреческие и римские авторы часто писали на основе устных сообщений и непроверенных источников. В «Истории» Геродота (V в. до н. э.) имеется рассказ о последнем походе Кира Великого в Центральную Азию. Очень важны также этнографические сообщения Геродота о скифах и саках. Сведения о Центральной Азии встречаются в сочинениях древнегреческих и римских историков, II в. до н. э. - II в., описывавших походы Александра Македонского, XI книге «Географии» Страбона, на «Естественной истории» Плиния Старшего, «Географии» Птоломея (конец I – начало II в.). Римский историк Аммиан Марцеллин (V в.) описал вторжение гуннов в Европу». ...
Oпределите по контексту автора труда «География».
B 1905 году царь Николай IІ подписал Манифест о созыве Государственной Думы как законодательного и выборного органа. В І Государственую Думу от Казахстана было представлено 9 депутатов, среди них 5 казахов. Партию кадетов представлял А. Букейханов, от мусульманской фракции выражал интересы народа А. Беримжанов. Среди депутатов был мулла Ш. Косшыгулов. От казахов, проживающих вне территории Казахстана, избран С. Жантюрин (Уфимская губерния). В 1906 году І Государственная Дума была распущена.
Bо ІІ Государственную Думу (1907 г.) были избраны 7 казахов, из них Ш. Косшыгулов и А. Беримжанов избраны повторно. Семиречье представлял первый казах инженер – железнодорожник М. Тынышпаев. Выступая на заседании ІІ Государственной Думы депутатом Б. Каратаевым от Уральской области был поднят вопрос о прекращении переселенческой политики. В дальнейшем казахи были лишены права участвовать в работе Государственной Думы.
Oпределите по контексту депутата ІІ Государственной Думы от Семиреченской области (инженер путей сообщения)
«По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие; знают оба способа войны: сражаются луками; вооружены обыкновенно и секирами. Все предметы у них из золота и меди; все, что требуется для копий, стрел и секир, делается из меди; головные уборы, пояса и перевязки украшаются золотом. Также из меди делают они грудные панцири для лошадей, напротив, уздечки, удила и фалеры изготавливают из золота. Железо и серебро они вовсе не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии». «Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Араке. Они пьют молоко. Из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой в том, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное».
Современное название реки Аракс:
«Покорив Азию и подчинив своей власти весь Восток, Кир пошел войной на скифов. У скифов была в то время царица Томирис. Она не испугалась, как это можно было бы ожидать от женщины, вражеского нашествия. Хотя Томирис могла бы помешать переправе врага через Оке, она дала ему возможность переправиться, считая, что ей легче сразиться в пределах своего собственного царства, а врагам будет труднее спастись бегством через реку, преграждающей им путь». Томирис ... заманила Кира в ущелье, предварительно устроив в горах засаду; там уничтожила 200 000 персов вместе с самим царем».
В каком веке произошло описываемое событие?
C 1870-х г. в Казахстане стали появляться «русско-казахские школы». Их создание регулировалось законом 1870 г. об «инородческих» (национальных) школах, который предусматривал создание школ с обучением на родном языке. В результате в Казахстане стали создаваться школы разного типа.
В конце XIX столетия в Казахстане сложилась следующая система просвещения. Начальные учебные заведения — приходские школы, прогимназии (гимназии с неполными классами), смешанные русско-казахские, аульные школы и школы грамотности. Средние учебные заведения — реальные училища, женские и мужские гимназии. К ним были приравнены учительские семинарии. Учебные заведения со специальной подготовкой — казахские учительские школы, сельскохозяйственные, фельдшерские, Тургайская ремесленная школа, Уральская специальная школа по подготовке учеников для ремесленного промысла, Омское механико-техническое училище, Гурьевская школа по обучению мореплаванию и другие, с различным материальным оснащением, учебные заведения. Открытые в 1872 г. в Омске и в 1879 г. в Ташкенте учительские институты по организаций учебного процесса были отнесены к средним учебным заведениям России.
Установите правильное соответствие по тексту:
1. Начальные учебные заведения;
2. Средние учебные заведения;
3. Учебные заведения со специальной подготовкой;
А. Гурьевская школа по обучению мореплаванию;
Б. Смешанные русско-казахские и аульные школы;
В. Женские и мужские гимназий, учительские семинарий.
«…Заметное место в верованиях казахов занимал культ предков, выражавшийся в похоронно-поминальном цикле, почитании могил предков, жертвоприношениях, использовании имен предков, в качестве боевых кличей. Ислам у казахов приобрел немало своеобразных черт. Еще в XVIII в. языческие пережитки проявлялись в погребально-поминальной обрядности.
B советское время был нанесен серьезный урон духовной культуре казахов, однако она не была уничтожена. Возрождение традиционной культуры и бережное отношение к традициям предков необходимы для эволюционной модернизации Казахстана.
… В рамках реализации программы духовного возрождения в мае 2017 года был создан проект «Сакральный Казахстан» («География святых мест Казахстана»). Сакральные памятники природы и культуры являются важнейшими составляющими культурно-исторической памяти»
Pелигия, получившая распространение в казахской степи с VIII:
Многие российские исследователи создали свои фундаментальные труды на основе материалов казахского фольклора, генеалогии и этнографии. В 1768-1774 гг. одну из экспедиций в Казахстан возглавил академик, естествоиспытатель П. С. Паллас. Маршрут экспедиции проходил через земли Северо-Западного, Северного и Северо-Восточного Казахстана. Результатом этой работы стал труд Палласа «Путешествие по разным провинциям Российской империи» в трех частях (СПб., 1773). Данная работа содержит ценные материалы об истории и этнографии казахского народа. Так, российский ученный особо отмечал зажиточность степняков: «они все зажиточные, и скота имеют довольно».
Интересные исследования по изучению природных богатств Младшего жуза оставил и член-корреспондент Академии наук России П. И. Рычков. Многочисленными и фундаментальными трудами он по праву заслужил славу «Колумба» Оренбургского края, к которому относились тогда земли Младшего жуза. Им подготовлены такие труды, как «История Оренбургская» и «Топография или описание Оренбургской губернии». Он описывал налаживание торговых контактов со Средней Азией и Казахской степью. С целью изучения истории местных народов выезжавшим из Оренбурга в Бухару купцам он заказывал книги.
В конце XVIII в. вышел труд русского офицера И. Г. Андреева «Описание Средней орды киргиз-кайсаков». В этой книге он оставил подробные сведения об истории и границах Среднего жуза, описание обычаев и обрядов степняков, а также о переходах казахов со скотом в зимнее время на правобережье Иртыша.
Появляется целая плеяда образованных казахов, которые активно изучают историю и этнографию родного края.
Автор труда «Путешествие по разным провинциям Российской империи»:
Первым вузом в Казахстане стал Казахский государственный университет, открытый в 1928 г. По плану университет должен был состоять из трех факультетов: педагогического, сельскохозяйственного и медицинского. Однако набрать преподавателей удалось лишь для педагогического факультета. Поэтому в 1930 г. университет был реорганизован в Казахский педагогический институт (ныне — Казахский национальный педагогический университет им. Абая). Накануне войны в республике работало уже 20 вузов.
Hесмотря на все эти усилия, в условиях ускоренной модернизации в республике сохранялся дефицит квалифицированных кадров — как в производственных отраслях, так и в социокультурной сфере. Из-за острого дефицита кадров среди местного населения в Казахстан направлялись специалисты из Москвы, Ленинграда и других городов. B годы Великой Отечественной войны в Казахстан было эвакуировано несколько вузов из России и Украины. В результате в казахстанских вузах появились новые факультеты, кафедры и лаборатории. Пребывание в Казахстане многих выдающихся ученых помогло подготовить собственные научные кадры. В военные годы были открыты Алма-Атинский институт иностранных языков, Чимкентский институт строительных материалов, Казахская государственная консерватория им. Курмангазы, Казахский Женский Педагогический Институт.
Kазахский государственный университет им. С.М. Кирова в Алма-Ате (ныне Казахский национальный университет имени аль-Фараби) был открыт в:
B советский период духовная культура была подвергнута кардинальной «модернизации». Было изменено все что касалось религии, образования, высокого и массового искусства. «Модернизация» в советский период привела к появлению у казахов профессионального театра, новых форм музыкального искусства, живописи и скульптуры. В январе 1926 г. в Кзыл-Орде открылся первый в республике национальный казахский театр. Своим могучим талантом покорил просвещенных зрителей Европы выдающийся казахский певец А. Кашаубаев. В эти же годы рождается и казахское советское изобразительное искусство. У истока изобразительного искусства республики стоял А. Кастеев, создавший серию работ «Старый и новый быт», в которой он отразил прошлое и настоящее народа. В 30-е годы в ХХ века в республике появилось еще несколько театров. В эти годы были поставлены оперные спектакли: «Кыз-Жибек», «Ер-Таргын» музыка которых была построена Е. Брусиловским целиком на мелодиях казахских народных песен. На сценах лучших московских и ленинградских театров шли первые национальные оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр».
Первая казахская опера поставленная в 30-х годах XX в.:
Cтановление науки на территории нашей страны, происходившее в средние века, было тесно связано с процессами исламизации. Города Южного Казахстана были вовлечены не только в торгово-экономическую систему Мавераннахра, но и в постепенно складывающуюся там систему мусульманского образования.
B X-ХII вв. мусульманская наука была самой передовой в мире. Среди ученых этой эпохи, родившихся в разных областях Центральной Азии, можно назвать выдающегося теолога, знатока хадисов — аль-Бухари, знаменитого медика, химика и философа Ибн-Сину (Авиценну), математика аль-Хорезми, энциклопедиста Абу Райхана Бируни. Энциклопедистом был Абу Насыр аль-Фараби, уроженец Отрара в Южном Казахстане.
Мухаммед Хайдар Дулати является автором уникального исторического научного труда «Тарих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1542-46 гг. Он был не только историком, но и блестящим литератором. Историческая летопись Абулгази Бахадура «Шежире-и тюрк» представляет собой историю династии потомков Чингизхана — чингизидов до времени правления самого Абулгази. В этом труде рассматриваются важные исторические события в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока.
Cредневековое произведение, содержащее важнейшие сведения об образовании Казахского ханства:
Распространение музыкальных инструментов связано с народным творчеством. Особое место в ряду инструментов у казахов занимает домбра. История возникновения домбры и кобыза уходит корнями вглуб веков. Еще в период тюркских государств домбра как инструмент была в ходу. Согласно легенде, о смерти старшего сына Чингисхана — Джучи сообщили, исполнив на домбре кюй «Ақсақ құлан» («Хромой кулан»). Считается, что кобыз создал святой старец Коркыт ата, живший в X в. на берегах Сырдарьи.
Один из основоположников казахской классической домбровой музыки XIX в., непревзойденный автор и исполнитель кюев в стиле шертпе Таттимбет Казангапов. Выдающийся кюйши-композитор в 1855 г. в составе делегации сибирских киргизов (казахов) побывал в Петербурге, принял участие в церемонии восшествия Александра II на российский престол. Кюи композитора «Саржайлау», «Сылқылдақ» относятся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки.
Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки был Курмангазы Сагырбаев. Вся жизнь гениального кюйши протекала в борьбе за социальную справедливость, он выступал против произвола власть имущих. По народным рассказам, первый его кюй «Кишкентай» был посвящен руководителю народного восстания Исатаю Тайманову.
Cостязание певцов-импровизаторов:
Наверх