Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Задания Д18 A18. Контекст 2. Задание 3
1.  
i

«Нет со­мне­ния, что в от­но­ше­нии све­де­ний о кир­ги­зах (ка­за­хах) самое пер­вое место за­ни­ма­ет «Сбор­ник ле­то­пи­сей» из­да­ния Бе­ре­зи­на (Ка­зань, 1854 г.), за­ме­ча­тель­ный тем более, что пред­став­ля­ет един­ствен­ные па­мят­ни­ки про­шед­шей жизни кир­гиз, хотя ис­то­ри­че­ских фак­тов в нем и нет, но пол­ная ге­не­а­ло­гия сул­та­нов и ханов кир­гиз­ских дает нам воз­мож­ность про­ве­рить со­вре­мен­ны­ми дан­ны­ми хоть одно из (ис­то­ри­че­ских) ска­за­ний кир­гиз (ка­за­хов) и по­ве­рить до­сто­вер­ность све­де­ний самой книги с из­ве­сти­я­ми рус­ски­ми, на­хо­дя­щи­ми­ся в по­соль­ских бу­ма­гах и актах сно­ше­ний с но­гай­ца­ми. «Сбор­ник ле­то­пи­сей»… на­пи­сан в конце цар­ство­ва­ния Бо­ри­са Го­ду­но­ва, около 1000 г. гедж­ры, когда (пра­вил го­ро­дом Ка­си­мом) сул­тан Ураз Му­хам­мед…, с ко­то­рым (на­хо­дил­ся в Рос­сии автор хро­ни­ки), не­из­вест­ный по имени… Хро­ни­ка эта на­пи­са­на чисто араб­ским язы­ком и … пе­ре­вод­ным сло­вом, зато уз­бе­ков­ских (в XV-XVI вв. ка­за­хов на­зы­ва­ли также уз­бе­ка­ми), степ­ных упо­доб­ле­ний, по­го­во­рок без­дна».

Опре­де­ли­те, со­вре­мен­ни­ком ка­ко­го ка­зах­ско­го хана яв­лял­ся автор про­из­ве­де­ния:

1) Керей хана
2) Та­у­е­кел хана
3) Джан­гир хана
4) Тауке хана
5) Абы­лай хана
2.  
i

«Пле­ме­на уй­су­ней, ко­то­рые на­сле­до­ва­ли земли саков-тиг­ра­ха­уда в Се­ми­ре­чье, при­шли из глу­би­ны Цен­траль­ной Азии. Во II в. до н. э. часть уй­су­ней пе­ре­се­ли­лась в Се­ми­ре­чье, под­чи­ни­ла сак­ские пле­ме­на и ос­но­ва­ла вла­де­ния во главе с пред­во­ди­те­лем, но­сив­шим титул «гу­нь­мо» (кунь баг — князь над кня­зья­ми). Ос­нов­ная тер­ри­то­рия уй­су­ней рас­по­ла­га­лась в Илий­ской до­ли­не, а за­пад­ная гра­ни­ца про­хо­ди­ла по Чу и Та­ла­су, где уй­су­ни гра­ни­чи­ли с Кан­г­ю­ем. На во­сто­ке они имели общую гра­ни­цу с хунну, а на юге их вла­де­ния со­при­ка­са­лись с Фер­га­ной (Да­ва­нью). Сто­ли­ца уй­су­ней Город Крас­ной до­ли­ны на­хо­ди­лась на бе­ре­гу Иссык-Куля. Это был укреп­лен­ный город с пред­ме­стья­ми. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия уй­су­ней, ко­то­рая в ис­точ­ни­ках про­сле­жи­ва­ет­ся до III в. н.э., по­вест­ву­ет об их свя­зях с Ки­та­ем, за­клю­че­нии ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний, же­нить­бе уй­сунь­ских гу­нь­мо на ки­тай­ских прин­цес­сах. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что уй­су­ни были пред­ка­ми тюрок и го­во­ри­ли по-тюрк­ски. Но как бы то ни было, на­зва­ние «уй­сунь» носит одно из круп­ных ка­зах­ских пле­мен».

Сто­ли­ца уй­су­ней рас­по­ла­га­лась на бе­ре­гу

1) Иссык Куля
2) Сыр­да­рьи
3) Бал­ха­ша
4) Та­ла­са
5) Ала­ко­ля
3.  
i

Ис­точ­ник №1

При­чи­ны за­во­е­ва­тель­ных по­хо­дов джун­гар на тер­ри­то­рию Ка­зах­ста­на. Тер­ри­то­рия Ка­зах­ско­го хан­ства из­дав­на при­вле­ка­ла к себе вни­ма­ние джун­гар­ских пра­ви­те­лей. За­во­е­вав Се­ми­ре­чье и При­сыр­да­рьин­ский район, они могли кон­тро­ли­ро­вать один из важ­ных марш­ру­тов тор­го­вых путей, свя­зы­вав­ших Джун­га­рию с Рос­сий­ской им­пе­ри­ей, Си­би­рью, го­су­дар­ства­ми Цен­траль­ной Азий. Им от­кры­ва­лась пря­мая до­ро­га в Аф­га­ни­стан, Иран и За­кав­ка­зье. За­хват Ка­зах­ста­на поз­во­лял по­лу­чать до­пол­ни­тель­ные по­да­ти с по­ко­рен­но­го на­се­ле­ния. За­во­е­ва­те­лей при­влек­ли огром­ные паст­бищ­ные уго­дия и тор­го­во­ре­мес­лен­ные цен­тры Юж­но­го и Юго-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на... .

 

Ис­точ­ник №2

В 1728 году в пред­го­рьях Улы­тау, мест­но­сти Ка­ра­сиыр у р. Бу­лан­ты, ка­зах­ское опол­че­ние одер­жа­ла круп­ную по­бе­ду в дли­тель­ной борь­бе с Джун­гар­ским хан­ством. На сто­ро­не мест­ных опол­чен­цев вы­сту­пи­ли кыр­гыз­ские и ка­ра­кал­пак­ские от­ря­ды. Общее чис­лен­ность объ­еди­нен­ных сил со­ста­ви­ла около 60 тысяч че­ло­век. Место сра­же­ние на­веч­но со­хра­ни­лось в на­род­ной па­мя­ти и по­лу­чи­ло ис­то­ри­че­ское на­зва­ние «Қалмақ қырылған». По при­бли­зи­тель­ным дан­ным было уни­что­же­но до 10 тысяч джун­гар­ских вой­нов. Не­оце­ни­мое зна­че­ние по­бе­ды на р. Бу­лан­ты со­сто­я­ло в том, что за­мет­но укре­пил­ся мо­раль­ный дух на­ро­да. По­бе­да уси­ли­ла стрем­ле­ние к даль­ней­ше­му объ­еди­не­нию на­ро­да перед лицом гроз­ной опас­но­сти. Это круп­ная по­бе­да стала за­ло­гом успе­ха в сле­ду­ю­щей — Аны­ра­кай­ской битве.

Про­ана­ли­зи­ро­вав кон­текст, опре­де­ли­те битву, ко­то­рая счи­та­ет­ся ко­рен­ным пе­ре­ло­мом в ка­зах­ско-джун­гар­ской войне

1) Бу­лан­тин­ская
2) Аны­ра­кай­ская
3) Бат­пак­тин­ская
4) Ор­бу­лак­ская
5) Ат­лах­ская

Пись­мен­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии ран­них тра­ди­ци­он­ных ци­ви­ли­за­ций Цен­траль­ной Азии

Древ­няя ис­то­рия Цен­траль­ной Азии осве­ща­ет­ся пись­мен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми слабо и не­рав­но­мер­но. Боль­шин­ство этих ис­точ­ни­ков от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­ви­не I тыс. до н. э. – пер­вой по­ло­ви­не I тыс. н. э. Среди пись­мен­ных ис­точ­ни­ков вы­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие груп­пы:

Aнтич­ные ис­точ­ни­ки: Они хо­ро­шо из­вест­ны науке, но их дан­ные не очень точны, так как древ­не­гре­че­ские и рим­ские ав­то­ры часто пи­са­ли на ос­но­ве уст­ных со­об­ще­ний и не­про­ве­рен­ных ис­точ­ни­ков. В «Ис­то­рии» Ге­род­о­та (V в. до н. э.) име­ет­ся рас­сказ о по­след­нем по­хо­де Кира Ве­ли­ко­го в Цен­траль­ную Азию. Очень важны также эт­но­гра­фи­че­ские со­об­ще­ния Ге­род­о­та о ски­фах и саках. Све­де­ния о Цен­траль­ной Азии встре­ча­ют­ся в со­чи­не­ни­ях древ­не­гре­че­ских и рим­ских ис­то­ри­ков, II в. до н. э. - II в., опи­сы­вав­ших по­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, XI книге «Гео­гра­фии» Стра­бо­на, на «Есте­ствен­ной ис­то­рии» Пли­ния Стар­ше­го, «Гео­гра­фии» Пто­ло­мея (конец I – на­ча­ло II в.). Рим­ский ис­то­рик Ам­ми­ан Мар­цел­лин (V в.) опи­сал втор­же­ние гун­нов в Ев­ро­пу». ...

Oпре­де­ли­те по тек­сту ав­то­ра, ко­то­рый опи­сал по­след­ний поход Кира в Цен­траль­ную Азию.

1) Ге­род­от
2) Де­мо­крит
3) Солон
4) Стра­бон
5) Пто­ло­мей
5.  
i

B 1905 году царь Ни­ко­лай IІ под­пи­сал Ма­ни­фест о со­зы­ве Го­су­дар­ствен­ной Думы как за­ко­но­да­тель­но­го и вы­бор­но­го ор­га­на. В І Го­су­дар­стве­ную Думу от Ка­зах­ста­на было пред­став­ле­но 9 де­пу­та­тов, среди них 5 ка­за­хов. Пар­тию ка­де­тов пред­став­лял А. Бу­кей­ха­нов, от му­суль­ман­ской фрак­ции вы­ра­жал ин­те­ре­сы на­ро­да А. Бе­рим­жа­нов. Среди де­пу­та­тов был мулла Ш. Кос­шы­гу­лов. От ка­за­хов, про­жи­ва­ю­щих вне тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на, из­бран С. Жан­тю­рин (Уфим­ская гу­бер­ния). В 1906 году І Го­су­дар­ствен­ная Дума была рас­пу­ще­на.

Bо ІІ Го­су­дар­ствен­ную Думу (1907 г.) были из­бра­ны 7 ка­за­хов, из них Ш. Кос­шы­гу­лов и А. Бе­рим­жа­нов из­бра­ны по­втор­но. Се­ми­ре­чье пред­став­лял пер­вый казах ин­же­нер – же­лез­но­до­рож­ник М. Ты­ны­шпа­ев. Вы­сту­пая на за­се­да­нии ІІ Го­су­дар­ствен­ной Думы де­пу­та­том Б. Ка­ра­та­е­вым от Ураль­ской об­ла­сти был под­нят во­прос о пре­кра­ще­нии пе­ре­се­лен­че­ской по­ли­ти­ки. В даль­ней­шем ка­за­хи были ли­ше­ны права участ­во­вать в ра­бо­те Го­су­дар­ствен­ной Думы.

Oпре­де­ли­те по кон­тек­сту пред­ста­ви­те­ля му­суль­ман­ской фрак­ции, со­слан­но­го в Са­ма­ру после ак­тив­но­го вы­ступ­ле­ния на за­се­да­нии І Го­су­дар­ствен­ной Думы.

1) Бак­тыг­е­рей Кул­ма­нов
2) Али­хан Бу­кей­ха­нов
3) Му­ха­меджан Ты­ны­шпа­ев
4) Бахыт­жан Ка­ра­та­ев
5) Ахмет Бе­рим­жа­нов
6.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Как мас­са­ге­тов на­зы­ва­ли пер­сид­ские ис­точ­ни­ки

1) Саки-па­ра­да­райа
2) Саки-ха­о­ма­вар­га
3) Саки-тиг­ра­ха­уда
4) Саки-ис­се­до­ны
5) Саки-ар­геп­пеи
7.  
i

«По­ко­рив Азию и под­чи­нив своей вла­сти весь Во­сток, Кир пошел вой­ной на ски­фов. У ски­фов была в то время ца­ри­ца То­ми­рис. Она не ис­пу­га­лась, как это можно было бы ожи­дать от жен­щи­ны, вра­же­ско­го на­ше­ствия. Хотя То­ми­рис могла бы по­ме­шать пе­ре­пра­ве врага через Оке, она дала ему воз­мож­ность пе­ре­пра­вить­ся, счи­тая, что ей легче сра­зить­ся в пре­де­лах сво­е­го соб­ствен­но­го цар­ства, а вра­гам будет труд­нее спа­стись бег­ством через реку, пре­граж­да­ю­щей им путь». То­ми­рис ... за­ма­ни­ла Кира в уще­лье, пред­ва­ри­тель­но устро­ив в горах за­са­ду; там уни­что­жи­ла 200 000 пер­сов вме­сте с самим царем».

Опре­де­ли­те, что не было ха­рак­тер­ным для пле­ме­ни, упо­мя­ну­то­го в тек­сте:

1) на­сле­до­ва­ние вла­сти жен­щи­на­ми
2) по­чет­ное по­ло­же­ние жен­щин
3) пре­об­ла­да­ние ко­че­во­го об­ра­за жизни
4) рас­про­стра­не­ние во­ен­ной де­мо­кра­тии
5) пе­ре­ход от пат­ри­ар­ха­та к мат­ри­ар­ха­ту
8.  
i

C 1870-х г. в Ка­зах­ста­не стали по­яв­лять­ся «рус­ско-ка­зах­ские школы». Их со­зда­ние ре­гу­ли­ро­ва­лось за­ко­ном 1870 г. об «ино­род­че­ских» (на­ци­о­наль­ных) шко­лах, ко­то­рый преду­смат­ри­вал со­зда­ние школ с обу­че­ни­ем на род­ном языке. В ре­зуль­та­те в Ка­зах­ста­не стали со­зда­вать­ся школы раз­но­го типа.

В конце XIX сто­ле­тия в Ка­зах­ста­не сло­жи­лась сле­ду­ю­щая си­сте­ма про­све­ще­ния. На­чаль­ные учеб­ные за­ве­де­ния — при­ход­ские школы, про­гим­на­зии (гим­на­зии с не­пол­ны­ми клас­са­ми), сме­шан­ные рус­ско-ка­зах­ские, ауль­ные школы и школы гра­мот­но­сти. Сред­ние учеб­ные за­ве­де­ния — ре­аль­ные учи­ли­ща, жен­ские и муж­ские гим­на­зии. К ним были при­рав­не­ны учи­тель­ские се­ми­на­рии. Учеб­ные за­ве­де­ния со спе­ци­аль­ной под­го­тов­кой — ка­зах­ские учи­тель­ские школы, сель­ско­хо­зяй­ствен­ные, фельд­шер­ские, Тур­гай­ская ре­мес­лен­ная школа, Ураль­ская спе­ци­аль­ная школа по под­го­тов­ке уче­ни­ков для ре­мес­лен­но­го про­мыс­ла, Ом­ское ме­ха­ни­ко-тех­ни­че­ское учи­ли­ще, Гу­рьев­ская школа по обу­че­нию мо­ре­пла­ва­нию и дру­гие, с раз­лич­ным ма­те­ри­аль­ным осна­ще­ни­ем, учеб­ные за­ве­де­ния. От­кры­тые в 1872 г. в Омске и в 1879 г. в Таш­кен­те учи­тель­ские ин­сти­ту­ты по ор­га­ни­за­ций учеб­но­го про­цес­са были от­не­се­ны к сред­ним учеб­ным за­ве­де­ни­ям Рос­сии.

Pас­ставь­те в пра­виль­ной хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти этапы в раз­ви­тии школь­но­го об­ра­зо­ва­ния в Ка­зах­ста­не в XIX-на­ча­ле XX вв. от ран­не­го к позд­не­му:

1. По­яв­ле­ние джа­дист­ских школ; 2. Тра­ди­ци­он­ные му­суль­ман­ские мек­те­бы; 3. Со­зда­ние си­сте­мы на­ци­о­наль­ных школ; 4. От­кры­тие рус­ско-ка­зах­ских школ

1) 2, 4, 1, 3
2) 3, 2, 1, 4
3) 2, 3, 4, 1
4) 2, 3, 1, 4
5) 4, 1, 3, 2
9.  
i

«…За­мет­ное место в ве­ро­ва­ни­ях ка­за­хов за­ни­мал культ пред­ков, вы­ра­жав­ший­ся в по­хо­рон­но-по­ми­наль­ном цикле, по­чи­та­нии могил пред­ков, жерт­во­при­но­ше­ни­ях, ис­поль­зо­ва­нии имен пред­ков, в ка­че­стве бо­е­вых кли­чей. Ислам у ка­за­хов при­об­рел не­ма­ло свое­об­раз­ных черт. Еще в XVIII в. язы­че­ские пе­ре­жит­ки про­яв­ля­лись в по­гре­баль­но-по­ми­наль­ной об­ряд­но­сти.

B со­вет­ское время был на­не­сен се­рьез­ный урон ду­хов­ной куль­ту­ре ка­за­хов, од­на­ко она не была уни­что­же­на. Воз­рож­де­ние тра­ди­ци­он­ной куль­ту­ры и бе­реж­ное от­но­ше­ние к тра­ди­ци­ям пред­ков не­об­хо­ди­мы для эво­лю­ци­он­ной мо­дер­ни­за­ции Ка­зах­ста­на.

… В рам­ках ре­а­ли­за­ции про­грам­мы ду­хов­но­го воз­рож­де­ния в мае 2017 года был со­здан про­ект «Са­краль­ный Ка­зах­стан» («Гео­гра­фия свя­тых мест Ка­зах­ста­на»). Са­краль­ные па­мят­ни­ки при­ро­ды и куль­ту­ры яв­ля­ют­ся важ­ней­ши­ми со­став­ля­ю­щи­ми куль­тур­но-ис­то­ри­че­ской па­мя­ти»

Уста­но­ви­те пра­виль­ное со­от­вет­ствие типа куль­тур­но­го па­мят­ни­ка и са­краль­но­го объ­ек­та:

1. При­род­но-ланд­шафт­ные объ­ек­ты; 2. Ар­хео­ло­ги­че­ские па­мят­ни­ки;

3. Ре­ли­ги­оз­ные па­лом­ни­че­ские места; 4. Места, свя­зан­ные с ис­то­ри­че­ски­ми лич­но­стя­ми и по­ли­ти­че­ски­ми со­бы­ти­я­ми.

A. Ча­рын­ский ка­ньон; Б. На­скаль­ные ри­сун­ки Там­га­лы;

B. Мав­зо­лей Ары­стан-баб; Г. Мо­ну­мент «Силь­нее смер­ти».

1) 1-А; 2-Г; 3-Б; 4-В
2) 1-А; 2-Б; 3-В; 4-Г
3) 1-А; 2-В; 3-Б; 4-Г
4) 1-Б; 2-А; 3- Б; 4-В
5) 1-А; 2-Г; 3-В; 4-Б
10.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ав­то­ра­ми и их тру­да­ми:

1. П. И. Рыч­ков; 2. И. Г. Ан­дре­ев; 3. П. С. Пал­лас

А. «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рий»;

Б. «Ис­то­рия Орен­бург­ская»; В. «Опи­са­ние сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков»

1) 1-А; 2-Б; 3-В
2) 1-А; 2-В; 3-Б
3) 1-Б; 2-А; 3-В
4) 1-В; 2-Б; 3-А
5) 1-Б; 2-В; 3-А
11.  
i

Пер­вым вузом в Ка­зах­ста­не стал Ка­зах­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, от­кры­тый в 1928 г. По плану уни­вер­си­тет дол­жен был со­сто­ять из трех фа­куль­те­тов: пе­да­го­ги­че­ско­го, сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го и ме­ди­цин­ско­го. Од­на­ко на­брать пре­по­да­ва­те­лей уда­лось лишь для пе­да­го­ги­че­ско­го фа­куль­те­та. По­это­му в 1930 г. уни­вер­си­тет был ре­ор­га­ни­зо­ван в Ка­зах­ский пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут (ныне — Ка­зах­ский на­ци­о­наль­ный пе­да­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. Абая). На­ка­ну­не войны в рес­пуб­ли­ке ра­бо­та­ло уже 20 вузов.

Hесмот­ря на все эти уси­лия, в усло­ви­ях уско­рен­ной мо­дер­ни­за­ции в рес­пуб­ли­ке со­хра­нял­ся де­фи­цит ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­ров — как в про­из­вод­ствен­ных от­рас­лях, так и в со­ци­о­куль­тур­ной сфере. Из-за остро­го де­фи­ци­та кад­ров среди мест­но­го на­се­ле­ния в Ка­зах­стан на­прав­ля­лись спе­ци­а­ли­сты из Моск­вы, Ле­нин­гра­да и дру­гих го­ро­дов. B годы Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны в Ка­зах­стан было эва­ку­и­ро­ва­но не­сколь­ко вузов из Рос­сии и Укра­и­ны. В ре­зуль­та­те в ка­зах­стан­ских вузах по­яви­лись новые фа­куль­те­ты, ка­фед­ры и ла­бо­ра­то­рии. Пре­бы­ва­ние в Ка­зах­ста­не мно­гих вы­да­ю­щих­ся уче­ных по­мог­ло под­го­то­вить соб­ствен­ные на­уч­ные кадры. В во­ен­ные годы были от­кры­ты Алма-Атин­ский ин­сти­тут ино­стран­ных язы­ков, Чим­кент­ский ин­сти­тут стро­и­тель­ных ма­те­ри­а­лов, Ка­зах­ская го­су­дар­ствен­ная кон­сер­ва­то­рия им. Кур­ман­га­зы, Ка­зах­ский Жен­ский Пе­да­го­ги­че­ский Ин­сти­тут.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между да­та­ми и со­бы­ти­я­ми:

1. 1929 г. 2. 1931 г. 3. 1934 г. 4. 1930 г.

A. На­ча­лись за­ня­тия на фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ском и био­ло­ги­че­ском фа­куль­те­тах КазГУ им. С. М. Ки­ро­ва.

Б. Ка­зах­ский го­су­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет был ре­ор­га­ни­зо­ван в Ка­зах­ский пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут (ныне-Ка­зах­ский на­ци­о­наль­ный пе­да­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. Абая).

B. Алма-Атин­ский ме­ди­цин­ский ин­сти­тут.

Г. Был от­крыт Алма-Атин­ский зо­ове­те­ри­нар­ный ин­сти­тут.

1) 1-Г; 2-Б; 3-А; 4-В
2) 1-Б; 2-А; 3-Г; 4-В
3) 1-А; 2-В; 3-Г; 4-Б
4) 1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А
5) 1-Г; 2-В; 3-А; 4-Б

B со­вет­ский пе­ри­од ду­хов­ная куль­ту­ра была под­верг­ну­та кар­ди­наль­ной «мо­дер­ни­за­ции». Было из­ме­не­но все что ка­са­лось ре­ли­гии, об­ра­зо­ва­ния, вы­со­ко­го и мас­со­во­го ис­кус­ства. «Мо­дер­ни­за­ция» в со­вет­ский пе­ри­од при­ве­ла к по­яв­ле­нию у ка­за­хов про­фес­си­о­наль­но­го те­ат­ра, новых форм му­зы­каль­но­го ис­кус­ства, жи­во­пи­си и скульп­ту­ры. В ян­ва­ре 1926 г. в Кзыл-Орде от­крыл­ся пер­вый в рес­пуб­ли­ке на­ци­о­наль­ный ка­зах­ский театр. Своим мо­гу­чим та­лан­том по­ко­рил про­све­щен­ных зри­те­лей Ев­ро­пы вы­да­ю­щий­ся ка­зах­ский певец А. Ка­шау­ба­ев. В эти же годы рож­да­ет­ся и ка­зах­ское со­вет­ское изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство. У ис­то­ка изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства рес­пуб­ли­ки стоял А. Ка­сте­ев, со­здав­ший серию работ «Ста­рый и новый быт», в ко­то­рой он от­ра­зил про­шлое и на­сто­я­щее на­ро­да. В 30-е годы в ХХ века в рес­пуб­ли­ке по­яви­лось еще не­сколь­ко те­ат­ров. В эти годы были по­став­ле­ны опер­ные спек­так­ли: «Кыз-Жибек», «Ер-Тар­гын» му­зы­ка ко­то­рых была по­стро­е­на Е. Бру­си­лов­ским це­ли­ком на ме­ло­ди­ях ка­зах­ских на­род­ных песен. На сце­нах луч­ших мос­ков­ских и ле­нин­град­ских те­ат­ров шли пер­вые на­ци­о­наль­ные оперы «Кыз-Жибек», «Жал­быр».

Му­зы­ка спек­так­лей «Кыз-Жибек», «Жал­быр», «Ер Тар­гын» по­стро­е­на Е. Бру­си­лов­ским на ме­ло­ди­ях на­род­ных песен:

1) та­джик­ских
2) уз­бек­ских
3) ар­мян­ских
4) ка­зах­ских
5) уй­гур­ски
13.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уста­но­ви­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти уче­ных сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1. Абул­га­зи Ба­хадур; 2. Аль-Фа­ра­би; 3. М. Х. Ду­ла­ти; 4. Х. А. Яс­са­уи

1) 1, 2, 4, 3
2) 2, 3, 1, 4
3) 4, 1, 3, 2
4) 3, 2, 4, 4
5) 2, 4, 3, 1
14.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Кюй Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­и­улы «Киш­кен­тай» по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния:

1) И. Тай­ма­но­ву
2) Е. Пу­га­че­ву
3) Ж. Тлен­ши­е­ву
4) С. Да­ту­лы
5) К. Ка­сы­му­лы