Уйсунское государство разделялось на:
Уйсунское государство разделялось на:
«Стерегущие золото» называли племена
Pазвитию исторической науки Казахстана способствовал автор книги «История Казахстана с древнейших времен до наших дней» (1935 г.)
Oпределите правильную хронологическую последовательность правления ханов Казахского ханства:
1. Тауке хан, 2. Касым хан; 3. Хакназар хан; 4. Тауекель хан.
При хане Касыме политико-административным центром Казахского ханства был город:
Государство, образовавшееся в восточной части улуса Чагатая в середине ХIV века, в состав которого вошли Семиречье, Кыргызстан и Восточный Туркестан
Oтмена ханской власти в Среднем жузе произошла после принятия
Индустриализация была принята на ХIV съезде РКП(б) в:
Пренебрежение к социальным проблемам стало причиной взрыва недовольства трудящихся в 50-е годы ХХ века в городе:
Каныш Сатпаев составил первый учебник на казахском языке по:
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Автор источника:
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Страна, о которой рассказывает автор в источнике:
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Какие сведения об истории страны не описаны в тексте?
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Определите, о какой особенности общества сообщается в 5 абзаце источника:
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Определите, что влияло на соблюдение татарами хороших нравов в обществе:
«Шаш (Чач) — историческая область к северу от Согда, в долинах рек Чирчик и Ангрен, а также на правом берегу Сырдарьи. Это область современных Ташкента и Шымкента. В сер. I тыс. в области насчитывалось до 30 городов. Город Шаш (Чачтепа, Чачкенд) был заложен не позже III в. до н. э. и в I тыс. служил главным местом торгового обмена между степными тюрками и согдийцами, а позже — жителями Мавераннахра.
Hазвание Ташкент (Ташканд) он получил в XI в. В XVI в. Ташкент стал предметом спора между Казахским и Бухарским ханствами. В XVII − начале XVIII в. городом владели казахские ханы. В конце XVIII в. Ташкент перешел во владение Кокандского ханства, а в 1865 г. был захвачен русской армией и стал центром Русского Туркестана.
... Со стороны севера к Шашу примыкает Сырдарьинский оазис — область в среднем течении Сырдарьи на границе со степной зоной. В Авесте эта область упоминается под названием Канги, а как государство Кангюй — у Сыма Цяна. Крупнейшим городом этого очага цивилизации был Отрар (Фараб), расположенный при впадении Арыси в Сырдарию. Отрарская культура первого тысячелетия является прямой наследницей кангюйской. В середине I тыс. произошла тюркизация населения Отрара».
Oпределите по контексту крупнейший город культурного очага — Шаш.
«Шаш (Чач) — историческая область к северу от Согда, в долинах рек Чирчик и Ангрен, а также на правом берегу Сырдарьи. Это область современных Ташкента и Шымкента. В сер. I тыс. в области насчитывалось до 30 городов. Город Шаш (Чачтепа, Чачкенд) был заложен не позже III в. до н. э. и в I тыс. служил главным местом торгового обмена между степными тюрками и согдийцами, а позже — жителями Мавераннахра.
Hазвание Ташкент (Ташканд) он получил в XI в. В XVI в. Ташкент стал предметом спора между Казахским и Бухарским ханствами. В XVII − начале XVIII в. городом владели казахские ханы. В конце XVIII в. Ташкент перешел во владение Кокандского ханства, а в 1865 г. был захвачен русской армией и стал центром Русского Туркестана.
... Со стороны севера к Шашу примыкает Сырдарьинский оазис — область в среднем течении Сырдарьи на границе со степной зоной. В Авесте эта область упоминается под названием Канги, а как государство Кангюй — у Сыма Цяна. Крупнейшим городом этого очага цивилизации был Отрар (Фараб), расположенный при впадении Арыси в Сырдарию. Отрарская культура первого тысячелетия является прямой наследницей кангюйской. В середине I тыс. произошла тюркизация населения Отрара».
Шаш в I тыс. служил главным местом торгового обмена между
«Шаш (Чач) — историческая область к северу от Согда, в долинах рек Чирчик и Ангрен, а также на правом берегу Сырдарьи. Это область современных Ташкента и Шымкента. В сер. I тыс. в области насчитывалось до 30 городов. Город Шаш (Чачтепа, Чачкенд) был заложен не позже III в. до н. э. и в I тыс. служил главным местом торгового обмена между степными тюрками и согдийцами, а позже — жителями Мавераннахра.
Hазвание Ташкент (Ташканд) он получил в XI в. В XVI в. Ташкент стал предметом спора между Казахским и Бухарским ханствами. В XVII − начале XVIII в. городом владели казахские ханы. В конце XVIII в. Ташкент перешел во владение Кокандского ханства, а в 1865 г. был захвачен русской армией и стал центром Русского Туркестана.
... Со стороны севера к Шашу примыкает Сырдарьинский оазис — область в среднем течении Сырдарьи на границе со степной зоной. В Авесте эта область упоминается под названием Канги, а как государство Кангюй — у Сыма Цяна. Крупнейшим городом этого очага цивилизации был Отрар (Фараб), расположенный при впадении Арыси в Сырдарию. Отрарская культура первого тысячелетия является прямой наследницей кангюйской. В середине I тыс. произошла тюркизация населения Отрара».
B XVI веке город Ташкент был предметом спора в войнах казахов и
«Шаш (Чач) — историческая область к северу от Согда, в долинах рек Чирчик и Ангрен, а также на правом берегу Сырдарьи. Это область современных Ташкента и Шымкента. В сер. I тыс. в области насчитывалось до 30 городов. Город Шаш (Чачтепа, Чачкенд) был заложен не позже III в. до н. э. и в I тыс. служил главным местом торгового обмена между степными тюрками и согдийцами, а позже — жителями Мавераннахра.
Hазвание Ташкент (Ташканд) он получил в XI в. В XVI в. Ташкент стал предметом спора между Казахским и Бухарским ханствами. В XVII − начале XVIII в. городом владели казахские ханы. В конце XVIII в. Ташкент перешел во владение Кокандского ханства, а в 1865 г. был захвачен русской армией и стал центром Русского Туркестана.
... Со стороны севера к Шашу примыкает Сырдарьинский оазис — область в среднем течении Сырдарьи на границе со степной зоной. В Авесте эта область упоминается под названием Канги, а как государство Кангюй — у Сыма Цяна. Крупнейшим городом этого очага цивилизации был Отрар (Фараб), расположенный при впадении Арыси в Сырдарию. Отрарская культура первого тысячелетия является прямой наследницей кангюйской. В середине I тыс. произошла тюркизация населения Отрара».
Oпределите по контексту хронологическую последовательность исторических событий:
1. Ташкент в I тыс. служил главным местом торгового обмена между степными тюрками и согдийцами;
2. Ташкент был захвачен русской армией и стал центром Русского Туркестана;
3. В XVII − начале XVIII в. Ташкентом владели казахские ханы.
«Шаш (Чач) — историческая область к северу от Согда, в долинах рек Чирчик и Ангрен, а также на правом берегу Сырдарьи. Это область современных Ташкента и Шымкента. В сер. I тыс. в области насчитывалось до 30 городов. Город Шаш (Чачтепа, Чачкенд) был заложен не позже III в. до н. э. и в I тыс. служил главным местом торгового обмена между степными тюрками и согдийцами, а позже — жителями Мавераннахра.
Hазвание Ташкент (Ташканд) он получил в XI в. В XVI в. Ташкент стал предметом спора между Казахским и Бухарским ханствами. В XVII − начале XVIII в. городом владели казахские ханы. В конце XVIII в. Ташкент перешел во владение Кокандского ханства, а в 1865 г. был захвачен русской армией и стал центром Русского Туркестана.
... Со стороны севера к Шашу примыкает Сырдарьинский оазис — область в среднем течении Сырдарьи на границе со степной зоной. В Авесте эта область упоминается под названием Канги, а как государство Кангюй — у Сыма Цяна. Крупнейшим городом этого очага цивилизации был Отрар (Фараб), расположенный при впадении Арыси в Сырдарию. Отрарская культура первого тысячелетия является прямой наследницей кангюйской. В середине I тыс. произошла тюркизация населения Отрара».
Oпределите по контексту верные суждения:
I. В 1865 г. Ташкент был захвачен джунгарским войском и стал центром Восточного Туркестана;
II. В конце XVIII в. Ташкент перешел во владение Кокандского ханства;
III. В XVI в. Ташкент стал предметом спора между Хивинским и Бухарским ханствами;
IV. Город Шаш был заложен не позже III в. до н. э.;
V. Со стороны севера к Шашу примыкает Мургабский оазис.