Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 6958
1.  
i

Самое боль­шое до­сти­же­ние че­ло­ве­ка эпохи ме­зо­ли­та:

1) фор­ми­ро­ва­ние пат­ри­ар­халь­но­го рода
2) изоб­ре­те­ние лука и стрел
3) по­яв­ле­ние про­из­во­дя­ще­го хо­зяй­ства
4) изоб­ре­те­ние ткац­ко­го стан­ка
2.  
i

Aвтор кюев «Са­ры­арқа», «Кішкен­тай»

1) Ак­жи­гит Ко­рам­са­у­лы
2) Кур­ман­га­зы Са­гыр­бай­у­лы
3) Бир­жан сал Ко­жа­гу­лу­лы
4) Жаяу Муса Бай­жа­ну­лы
3.  
i

Ве­ли­кий Шел­ко­вый путь обрел меж­ду­на­род­ное зна­че­ние в:

1) II в.
2) VI в. до н. э. − I в. н. э.
3) V в.
4) VII-Х вв.
4.  
i

Oбычай жұрт­шы­лық пред­по­ла­гал, что

1) од­но­род­цы по­мо­га­ли со­пле­мен­ни­ку в воз­ра­ще­нии долга
2) со­пле­мен­ни­ки сов­мест­но стро­и­ли зим­ние жи­ли­ща
3) со­пле­мен­ни­ки со­би­ра­ли ма­те­ри­аль­ную по­мощь для по­го­рель­цев
4) од­но­род­цы от­ка­зыв­лись и про­го­ня­ли про­ви­нив­ше­го­ся со­пле­мен­ни­ка
5.  
i

Oбра­зо­ва­ние Тюрк­ско­го ка­га­на­та про­изо­шло после рас­па­да го­су­дар­ства

1) мам­лю­ков
2) огу­зов
3) кар­лу­ков
4) гун­нов
6.  
i

B на­ча­ле 1960-х годов на тер­ри­то­рию Ка­зах­ста­на при­бы­ло около 2 мил­ли­о­нов че­ло­век в связи с

1) об­ра­зо­ва­ни­ем СССР
2) с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей
3) эва­ку­а­ци­ей пред­при­я­тий
4) осво­е­ни­ем це­ли­ны
7.  
i

Осо­бый отряд мет­ких стрел­ков в армии Ке­не­са­ры Ка­сы­му­лы воз­глав­лял:

1) жуз­ба­сы
2) мер­ген­ба­сы
3) рот­мистр
4) мын­ба­сы
8.  
i

Пер­вая сто­ли­ца Ка­зах­ской АССР:

1) Орен­бург
2) Гу­рьев
3) Уральск
4) Томск
9.  
i

Нор­ма­тив­ный акт (ре­ше­ние, по­ста­нов­ле­ние) выс­ших го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов РСФСР в 1918-1922 гг.:

1) кон­цеп­ция
2) ман­дат
3) нота
4) де­крет
10.  
i

Лет­ние олим­пий­ские игры, на ко­то­рых Ка­зах­стан вошел в первую трид­цат­ку в не­офи­ци­аль­ном об­ще­ко­манд­ном за­че­те, про­шли в го­ро­де:

1) Мюн­хе­не
2) Риме
3) Афины
4) Пе­ки­не
11.  
i

Пись­мен­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии ран­них тра­ди­ци­он­ных ци­ви­ли­за­ций Цен­траль­ной Азии

Древ­няя ис­то­рия Цен­траль­ной Азии осве­ща­ет­ся пись­мен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми слабо и не­рав­но­мер­но. Боль­шин­ство этих ис­точ­ни­ков от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­ви­не I тыс. до н. э. — пер­вой по­ло­ви­не I тыс. н. э. Среди пись­мен­ных ис­точ­ни­ков вы­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие груп­пы:

Aнтич­ные ис­точ­ни­ки: Они хо­ро­шо из­вест­ны науке, но их дан­ные не очень точны, так как древ­не­гре­че­ские и рим­ские ав­то­ры часто пи­са­ли на ос­но­ве уст­ных со­об­ще­ний и не­про­ве­рен­ных ис­точ­ни­ков. В «Ис­то­рии» Ге­род­о­та (V в. до н. э.) име­ет­ся рас­сказ о по­след­нем по­хо­де Кира Ве­ли­ко­го в Цен­траль­ную Азию. Очень важны также эт­но­гра­фи­че­ские со­об­ще­ния Ге­род­о­та о ски­фах и саках. Све­де­ния о Цен­траль­ной Азии встре­ча­ют­ся в со­чи­не­ни­ях древ­не­гре­че­ских и рим­ских ис­то­ри­ков, II в. до н. э. – II в., опи­сы­вав­ших по­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, XI книге «Гео­гра­фии» Стра­бо­на, на «Есте­ствен­ной ис­то­рии» Пли­ния Стар­ше­го, «Гео­гра­фии» Пто­ло­мея (конец I – на­ча­ло II в.). Рим­ский ис­то­рик Ам­ми­ан Мар­цел­лин (V в.) опи­сал втор­же­ние гун­нов в Ев­ро­пу». ...

Цен­траль­ная Азия как по­ли­ти­ко-гео­гра­фи­че­ский ре­ги­он вклю­ча­ет в себя го­су­дар­ства

1) Уз­бе­ки­стан, Кыр­гыз­стан, Турк­ме­ни­стан
2) Па­ки­стан, Уз­бе­ки­стан, Сирия
3) Та­джи­ки­стан, Ирак, Аф­га­ни­стан
4) Мон­го­лия, Корея, Китай
12.  
i

Пись­мен­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии ран­них тра­ди­ци­он­ных ци­ви­ли­за­ций Цен­траль­ной Азии

Древ­няя ис­то­рия Цен­траль­ной Азии осве­ща­ет­ся пись­мен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми слабо и не­рав­но­мер­но. Боль­шин­ство этих ис­точ­ни­ков от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­ви­не I тыс. до н. э. — пер­вой по­ло­ви­не I тыс. н. э. Среди пись­мен­ных ис­точ­ни­ков вы­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие груп­пы:

Aнтич­ные ис­точ­ни­ки: Они хо­ро­шо из­вест­ны науке, но их дан­ные не очень точны, так как древ­не­гре­че­ские и рим­ские ав­то­ры часто пи­са­ли на ос­но­ве уст­ных со­об­ще­ний и не­про­ве­рен­ных ис­точ­ни­ков. В «Ис­то­рии» Ге­род­о­та (V в. до н. э.) име­ет­ся рас­сказ о по­след­нем по­хо­де Кира Ве­ли­ко­го в Цен­траль­ную Азию. Очень важны также эт­но­гра­фи­че­ские со­об­ще­ния Ге­род­о­та о ски­фах и саках. Све­де­ния о Цен­траль­ной Азии встре­ча­ют­ся в со­чи­не­ни­ях древ­не­гре­че­ских и рим­ских ис­то­ри­ков, II в. до н. э. – II в., опи­сы­вав­ших по­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, XI книге «Гео­гра­фии» Стра­бо­на, на «Есте­ствен­ной ис­то­рии» Пли­ния Стар­ше­го, «Гео­гра­фии» Пто­ло­мея (конец I – на­ча­ло II в.). Рим­ский ис­то­рик Ам­ми­ан Мар­цел­лин (V в.) опи­сал втор­же­ние гун­нов в Ев­ро­пу». ...

B пер­вой по­ло­ви­не XIX века впер­вые по­явил­ся в не­мец­кой гео­гра­фи­че­ской науке тер­мин

1) Цен­траль­ная Азия
2) Сред­няя Азия
3) Малая Азия
4) Во­сточ­ная Азия
13.  
i

Пись­мен­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии ран­них тра­ди­ци­он­ных ци­ви­ли­за­ций Цен­траль­ной Азии

Древ­няя ис­то­рия Цен­траль­ной Азии осве­ща­ет­ся пись­мен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми слабо и не­рав­но­мер­но. Боль­шин­ство этих ис­точ­ни­ков от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­ви­не I тыс. до н. э. — пер­вой по­ло­ви­не I тыс. н. э. Среди пись­мен­ных ис­точ­ни­ков вы­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие груп­пы:

Aнтич­ные ис­точ­ни­ки: Они хо­ро­шо из­вест­ны науке, но их дан­ные не очень точны, так как древ­не­гре­че­ские и рим­ские ав­то­ры часто пи­са­ли на ос­но­ве уст­ных со­об­ще­ний и не­про­ве­рен­ных ис­точ­ни­ков. В «Ис­то­рии» Ге­род­о­та (V в. до н. э.) име­ет­ся рас­сказ о по­след­нем по­хо­де Кира Ве­ли­ко­го в Цен­траль­ную Азию. Очень важны также эт­но­гра­фи­че­ские со­об­ще­ния Ге­род­о­та о ски­фах и саках. Све­де­ния о Цен­траль­ной Азии встре­ча­ют­ся в со­чи­не­ни­ях древ­не­гре­че­ских и рим­ских ис­то­ри­ков, II в. до н. э. – II в., опи­сы­вав­ших по­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, XI книге «Гео­гра­фии» Стра­бо­на, на «Есте­ствен­ной ис­то­рии» Пли­ния Стар­ше­го, «Гео­гра­фии» Пто­ло­мея (конец I – на­ча­ло II в.). Рим­ский ис­то­рик Ам­ми­ан Мар­цел­лин (V в.) опи­сал втор­же­ние гун­нов в Ев­ро­пу». ...

При­ме­няя кон­текст и ис­то­ри­че­ские зна­ния опре­де­ли­те па­мят­ник, вклю­чен­ный в спи­сок Все­мир­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия ЮНЕ­СКО

1) го­ро­ди­ще Ар­ка­им
2) кур­га­ны Бес­ша­ты­ра
3) Бе­рель­ские кур­га­ны
4) пет­ро­гли­фы Там­га­лы
14.  
i

Пись­мен­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии ран­них тра­ди­ци­он­ных ци­ви­ли­за­ций Цен­траль­ной Азии

Древ­няя ис­то­рия Цен­траль­ной Азии осве­ща­ет­ся пись­мен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми слабо и не­рав­но­мер­но. Боль­шин­ство этих ис­точ­ни­ков от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­ви­не I тыс. до н. э. — пер­вой по­ло­ви­не I тыс. н. э. Среди пись­мен­ных ис­точ­ни­ков вы­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие груп­пы:

Aнтич­ные ис­точ­ни­ки: Они хо­ро­шо из­вест­ны науке, но их дан­ные не очень точны, так как древ­не­гре­че­ские и рим­ские ав­то­ры часто пи­са­ли на ос­но­ве уст­ных со­об­ще­ний и не­про­ве­рен­ных ис­точ­ни­ков. В «Ис­то­рии» Ге­род­о­та (V в. до н. э.) име­ет­ся рас­сказ о по­след­нем по­хо­де Кира Ве­ли­ко­го в Цен­траль­ную Азию. Очень важны также эт­но­гра­фи­че­ские со­об­ще­ния Ге­род­о­та о ски­фах и саках. Све­де­ния о Цен­траль­ной Азии встре­ча­ют­ся в со­чи­не­ни­ях древ­не­гре­че­ских и рим­ских ис­то­ри­ков, II в. до н. э. – II в., опи­сы­вав­ших по­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, XI книге «Гео­гра­фии» Стра­бо­на, на «Есте­ствен­ной ис­то­рии» Пли­ния Стар­ше­го, «Гео­гра­фии» Пто­ло­мея (конец I – на­ча­ло II в.). Рим­ский ис­то­рик Ам­ми­ан Мар­цел­лин (V в.) опи­сал втор­же­ние гун­нов в Ев­ро­пу». ...

За­ня­тия жи­те­лей Цен­траль­ной Азии были обу­слов­ле­ны

1) ис­то­ри­че­ски­ми со­бы­ти­я­ми
2) об­шир­ны­ми осад­ка­ми
3) от­сут­стви­ем свя­зей с при­ро­дой
4) кон­ти­нен­таль­ным кли­ма­том
15.  
i

Пись­мен­ные ис­точ­ни­ки по ис­то­рии ран­них тра­ди­ци­он­ных ци­ви­ли­за­ций Цен­траль­ной Азии

Древ­няя ис­то­рия Цен­траль­ной Азии осве­ща­ет­ся пись­мен­ны­ми ис­точ­ни­ка­ми слабо и не­рав­но­мер­но. Боль­шин­ство этих ис­точ­ни­ков от­но­сят­ся ко вто­рой по­ло­ви­не I тыс. до н. э. — пер­вой по­ло­ви­не I тыс. н. э. Среди пись­мен­ных ис­точ­ни­ков вы­де­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие груп­пы:

Aнтич­ные ис­точ­ни­ки: Они хо­ро­шо из­вест­ны науке, но их дан­ные не очень точны, так как древ­не­гре­че­ские и рим­ские ав­то­ры часто пи­са­ли на ос­но­ве уст­ных со­об­ще­ний и не­про­ве­рен­ных ис­точ­ни­ков. В «Ис­то­рии» Ге­род­о­та (V в. до н. э.) име­ет­ся рас­сказ о по­след­нем по­хо­де Кира Ве­ли­ко­го в Цен­траль­ную Азию. Очень важны также эт­но­гра­фи­че­ские со­об­ще­ния Ге­род­о­та о ски­фах и саках. Све­де­ния о Цен­траль­ной Азии встре­ча­ют­ся в со­чи­не­ни­ях древ­не­гре­че­ских и рим­ских ис­то­ри­ков, II в. до н. э. – II в., опи­сы­вав­ших по­хо­ды Алек­сандра Ма­ке­дон­ско­го, XI книге «Гео­гра­фии» Стра­бо­на, на «Есте­ствен­ной ис­то­рии» Пли­ния Стар­ше­го, «Гео­гра­фии» Пто­ло­мея (конец I – на­ча­ло II в.). Рим­ский ис­то­рик Ам­ми­ан Мар­цел­лин (V в.) опи­сал втор­же­ние гун­нов в Ев­ро­пу». ...

Изу­чив кон­текст и при­ме­няя ис­то­ри­че­ские зна­ния опре­де­ли­те уче­но­го ар­хео­ло­га, ко­то­рый уста­но­вил, что саки вели по­лу­осед­лый образ жизни

1) К. М. Бай­па­ков
2) Е. Б. Бек­ма­ха­нов
3) М. К. Ка­дыр­ба­ев
4) К. И. Сат­па­ев
16.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уче­ный-эн­цик­ло­пе­дист сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1) М. Х. Ду­ла­ти
2) аль-Фа­ра­би
3) ал-Ид­ри­си
4) М. Ка­ш­га­ри
17.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Cред­не­ве­ко­вое про­из­ве­де­ние, со­дер­жа­щее важ­ней­шие све­де­ния об об­ра­зо­ва­нии Ка­зах­ско­го хан­ства:

1) «Сло­варь тюрк­ских на­ре­чий»
2) «Тарих-и-Ра­ши­ди»
3) «Дар ис­ти­ны»
4) «Джами ат-та­ва­рих»
18.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уста­но­ви­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти уче­ных сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1. Абул­га­зи Ба­хадур; 2. Аль-Фа­ра­би; 3. М. Х. Ду­ла­ти; 4. Х. А. Яс­са­уи

1) 1, 2, 4, 3
2) 2, 3, 1, 4
3) 4, 1, 3, 2
4) 2, 4, 3, 1
19.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Oпре­де­ли­те вер­ные утвер­жде­ния об уче­ных-фи­ло­со­фах сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на и их тру­дах:

I. Ма­хму­да Ка­ш­га­ри на­зы­ва­ли «Вто­рым учи­те­лем» после Ари­сто­те­ля

II. Абул­га­зи Ба­хадур на­пи­сал труд «Ше­жи­ре-и тюрк»

III. Ходжа Ахмет Яс­са­уи сыг­рал важ­ную роль в рас­про­стра­не­нии ис­ла­ма среди тюр­ков-ко­чев­ни­ков

IV. «Тарих-и-Ра­ши­ди» яв­ля­ет­ся пол­но­стью со­кра­щен­ным пе­ре­во­дом со­чи­не­ния Рашид ад-Дина

V. «Ди­у­а­ни лугат ат-тюрк» - труд в об­ла­сти есте­ство­зна­ния

1) I, III
2) I, V
3) III, V
4) II, III
20.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тру­да­ми сред­не­ве­ко­вых уче­ных и их ав­то­ра­ми:

1. Абу Насыр Аль-Фа­ра­би; 2. Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти; 3. Абул­га­зи Ба­хадур; 4. Юсуф Ба­ла­са­гу­ни.

A. «Ше­жи­ре и тюрк»;

Б. «Ге­ни­аль­ная жем­чу­жи­на»;

B. «Тарих-и-Ра­ши­ди»;

Г. «Бла­го­дат­ное зна­ние».

1) 1-А; 2-Б; 3-Г; 4-В
2) 1-Б; 2-В; 3-А; 4-Г
3) 1-Г; 2-В; 3-Г; 4-А
4) 1-Г; 2-А; 3-В; 4-Б