Заголовок: Реальная версия ЕНТ по истории Казахстана 2021 года. Вариант 25276
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 67

Реальная версия ЕНТ по истории Казахстана 2021 года. Вариант 25276

1.  
i

Уй­сун­ское го­су­дар­ство раз­де­ля­лось на:

1) 6 ча­стей
2) 5 ча­стей
3) 3 части
4) 2 части
5) 4 части
2.  
i

Из­вест­ный жырау, бли­жай­ший спо­движ­ник хана Абы­лая:

1) Ак­там­бер­ды
2) Котеш
3) Мар­гас­ка
4) Бухар
5) Тат­ти­ка­ра
3.  
i

Ум­бе­тей-жырау по­свя­тил песню-плач:

1) Ка­бан­баю
2) Бо­ген­баю
3) Уали
4) Жан­ги­ру
5) Абул­ха­и­ру
4.  
i

Cве­де­ния о вре­ме­ни воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ства кан­г­ю­ев, о его гра­ни­цах, дру­гих важ­ных мо­мен­тах ис­то­рии со­дер­жат­ся в ис­точ­ни­ке:

1) «Аве­ста»
2) «Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки»
3) «Ис­то­рия цар­ства Жу»
4) «Ма­хаб­ха­ра­та»
5) «Цянь Хань­шу»
5.  
i

В 1613 году хан Есим за­хва­тил город:

1) Са­рай­шик
2) Суяб
3) Тал­гар
4) Са­мар­канд
5) Уз­кент
6.  
i

Aвтор кюев «Адай», «Аксак киік», «Са­ры­ар­ка»:

1) Ыкы­лас Ду­ке­ну­лы
2) Дау­лет­ке­рей Шы­гай­у­лы
3) Тат­тим­бет Ка­зан­га­пу­лы
4) Жаяу Муса
5) Кур­ман­га­зы Са­гыр­бай­ул
7.  
i

Батыр, не участ­во­вав­ший в борь­бе про­тив джун­гар:

1) Ра­им­бек батыр
2) Ка­бан­бай батыр
3) Сырым батыр
4) Ма­лай­са­ры батыр
5) Бо­ген­бай батыр
8.  
i

Aвтор на­уч­но­го труда «Про­ис­хож­де­ние видов путем есте­ствен­но­го от­бо­ра»:

1) К. Лин­ней
2) Р. Льюис
3) Ф. Эн­гельс
4) К. Маркс
5) Ч. Дар­вин
9.  
i

O не­од­но­род­но­сти об­ще­ства ан­д­ро­нов­цев можно су­дить по:

1) числу рабов
2) типу жи­ли­ща
3) тру­по­по­ло­же­нию
4) ко­ли­че­ству земли
5) ко­ли­че­ству скота
10.  
i

Mетод, при ко­то­ром за­ост­ря­ли ка­мен­ную за­го­тов­ку по­сред­ством об­ра­бот­ки ее краев мел­ки­ми зуб­чи­ка­ми:

1) от­бив­ка
2) по­ли­ров­ка
3) шли­фов­ка
4) ре­тушь
5) пи­ле­ние
11.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уче­ный-эн­цик­ло­пе­дист сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1) М. Х. Ду­ла­ти
2) аль-Фа­ра­би
3) ал-Ид­ри­си
4) М. Ка­ш­га­ри
5) К. Жа­ла­и­ри
12.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Cред­не­ве­ко­вое про­из­ве­де­ние, со­дер­жа­щее важ­ней­шие све­де­ния об об­ра­зо­ва­нии Ка­зах­ско­го хан­ства:

1) «Сло­варь тюрк­ских на­ре­чий»
2) «Тарих-и-Ра­ши­ди»
3) «Дар ис­ти­ны»
4) «Джами ат-та­ва­рих»
5) «Ку­тад­гу билик»
13.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уста­но­ви­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти уче­ных сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1. Абул­га­зи Ба­хадур; 2. Аль-Фа­ра­би; 3. М. Х. Ду­ла­ти; 4. Х. А. Яс­са­уи

1) 1, 2, 4, 3
2) 2, 3, 1, 4
3) 4, 1, 3, 2
4) 3, 2, 4, 4
5) 2, 4, 3, 1
14.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Oпре­де­ли­те вер­ные утвер­жде­ния об уче­ных-фи­ло­со­фах сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на и их тру­дах:

I. Ма­хму­да Ка­ш­га­ри на­зы­ва­ли «Вто­рым учи­те­лем» после Ари­сто­те­ля

II. Абул­га­зи Ба­хадур на­пи­сал труд «Ше­жи­ре-и тюрк»

III. Ходжа Ахмет Яс­са­уи сыг­рал важ­ную роль в рас­про­стра­не­нии ис­ла­ма среди тюр­ков-ко­чев­ни­ков

IV. «Тарих-и-Ра­ши­ди» яв­ля­ет­ся пол­но­стью со­кра­щен­ным пе­ре­во­дом со­чи­не­ния Рашид ад-Дина

V. «Ди­у­а­ни лугат ат-тюрк» - труд в об­ла­сти есте­ство­зна­ния

1) I, III
2) I, V
3) III, V
4) II, IV
5) II, III
15.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тру­да­ми сред­не­ве­ко­вых уче­ных и их ав­то­ра­ми:

1. Абу Насыр Аль-Фа­ра­би; 2. Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти; 3. Абул­га­зи Ба­хадур; 4. Юсуф Ба­ла­са­гу­ни.

A. «Ше­жи­ре и тюрк»;

Б. «Ге­ни­аль­ная жем­чу­жи­на»;

B. «Тарих-и-Ра­ши­ди»;

Г. «Бла­го­дат­ное зна­ние».

1) 1-А; 2-Б; 3-Г; 4-В
2) 1-Б; 2-В; 3-А; 4-Г
3) 1-Г; 2-В; 3-Г; 4-А
4) 1-Г; 2-А; 3-В; 4-Б
5) 1-В; 2-Б; 3-Г; 4-А