Хорошо вооруженные и обученные сарматские воины вели постоянные войны с:
Хорошо вооруженные и обученные сарматские воины вели постоянные войны с:
Деревянные сооружения в малых курганах Береля:
По китайским летописям в начале VII века племена кимаков сформировались и проживали ранее в северо-западной части:
Oпределите правильную хронологическую последовательность правления ханов Казахского ханства:
1. Тауке хан, 2. Касым хан; 3. Хакназар хан; 4. Тауекель хан.
В 1425 году Улугбек совершил поход в государство:
В Кзыл-Орде первый в республике казахский государственный (национальный) театр был открыт в:
Батыр, отряд которого в 1845 г. наголову разбил хивинский отряд численностью 2000 человек:
Индустриализация была принята на ХIV съезде РКП(б) в:
Проект программы партии «Алаш» был опубликован в газете «Казах»:
Казахский государственный педагогический институт был открыт в
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Автор источника:
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Страна, о которой рассказывает автор в источнике:
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Какие сведения об истории страны не описаны в тексте?
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Определите, о какой особенности общества сообщается в 5 абзаце источника:
(1) «Итак, вышеназванная земля расположена в той части востока, в которой, как мы полагаем, восток соединяется с севером. К востоку же от них расположена земля Китайцев, а также Солангов, к югу земля Саррацинов, к юго-западу расположена земля Гуиров, запада область Найманов, с севера земля Татар окружена морем, океаном.
(2) Они очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по нашему мнению, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
(3) Все то, что желают делать нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, откуда именуют ее великим императором, преклоняют перед ней колена и молятся. Солнце они называют также матерью луны, потому что она получает свет от него».
(4) «умершего знатного человека хоронят тайно в поле, где им будет угодно, хоронят же его с его ставкой, именно сидящего посередине нее, и перед ним ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ним хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом...
(5) Иной также способ существует для погребения некоторых знатных лиц. Они идут тайком в поле, удаляют там траву с корнем и роют большую яму, с боку которой делают другую яму под землю... Мертвого же кладут в яму, которая сделана сбоку, вместе с теми вещами, о которых сказано выше, затем зарывают яму, которая находится перед его ямой, и сверху кладут траву... с той целью, чтобы впредь нельзя было найти это место. В их земле существуют два кладбища. Одно — на котором хоронят императоров, князей и всех вельмож, и, где бы они ни умерли, их переносят туда, если это можно удобно сделать, а вместе с ними хоронят много золота и серебра. Другое — то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии.
(6) Отмечены следующие хорошие нравы татар: они более повинуются своим владыкам, более всех уважают их и почти никогда не лгут им. Словопрения между ними бывают редко или никогда, драки же никогда, войн, ссор, ран человекоубийства между ними не бывает никогда. Разбойников и воров между ними нет, поэтому ставки и повозки их, в которых хранят свое имущество, не запирают ни замками, ни задвижками».
Определите, что влияло на соблюдение татарами хороших нравов в обществе:
Cтановление науки на территории нашей страны, происходившее в средние века, было тесно связано с процессами исламизации. Города Южного Казахстана были вовлечены не только в торгово-экономическую систему Мавераннахра, но и в постепенно складывающуюся там систему мусульманского образования.
B X-ХII вв. мусульманская наука была самой передовой в мире. Среди ученых этой эпохи, родившихся в разных областях Центральной Азии, можно назвать выдающегося теолога, знатока хадисов — аль-Бухари, знаменитого медика, химика и философа Ибн-Сину (Авиценну), математика аль-Хорезми, энциклопедиста Абу Райхана Бируни. Энциклопедистом был Абу Насыр аль-Фараби, уроженец Отрара в Южном Казахстане.
Мухаммед Хайдар Дулати является автором уникального исторического научного труда «Тарих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1542-46 гг. Он был не только историком, но и блестящим литератором. Историческая летопись Абулгази Бахадура «Шежире-и тюрк» представляет собой историю династии потомков Чингизхана — чингизидов до времени правления самого Абулгази. В этом труде рассматриваются важные исторические события в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока.
Ученый-энциклопедист средневекового Казахстана:
Cтановление науки на территории нашей страны, происходившее в средние века, было тесно связано с процессами исламизации. Города Южного Казахстана были вовлечены не только в торгово-экономическую систему Мавераннахра, но и в постепенно складывающуюся там систему мусульманского образования.
B X-ХII вв. мусульманская наука была самой передовой в мире. Среди ученых этой эпохи, родившихся в разных областях Центральной Азии, можно назвать выдающегося теолога, знатока хадисов — аль-Бухари, знаменитого медика, химика и философа Ибн-Сину (Авиценну), математика аль-Хорезми, энциклопедиста Абу Райхана Бируни. Энциклопедистом был Абу Насыр аль-Фараби, уроженец Отрара в Южном Казахстане.
Мухаммед Хайдар Дулати является автором уникального исторического научного труда «Тарих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1542-46 гг. Он был не только историком, но и блестящим литератором. Историческая летопись Абулгази Бахадура «Шежире-и тюрк» представляет собой историю династии потомков Чингизхана — чингизидов до времени правления самого Абулгази. В этом труде рассматриваются важные исторические события в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока.
Cредневековое произведение, содержащее важнейшие сведения об образовании Казахского ханства:
Cтановление науки на территории нашей страны, происходившее в средние века, было тесно связано с процессами исламизации. Города Южного Казахстана были вовлечены не только в торгово-экономическую систему Мавераннахра, но и в постепенно складывающуюся там систему мусульманского образования.
B X-ХII вв. мусульманская наука была самой передовой в мире. Среди ученых этой эпохи, родившихся в разных областях Центральной Азии, можно назвать выдающегося теолога, знатока хадисов — аль-Бухари, знаменитого медика, химика и философа Ибн-Сину (Авиценну), математика аль-Хорезми, энциклопедиста Абу Райхана Бируни. Энциклопедистом был Абу Насыр аль-Фараби, уроженец Отрара в Южном Казахстане.
Мухаммед Хайдар Дулати является автором уникального исторического научного труда «Тарих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1542-46 гг. Он был не только историком, но и блестящим литератором. Историческая летопись Абулгази Бахадура «Шежире-и тюрк» представляет собой историю династии потомков Чингизхана — чингизидов до времени правления самого Абулгази. В этом труде рассматриваются важные исторические события в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока.
Установите хронологическую последовательность жизнедеятельности ученых средневекового Казахстана:
1. Абулгази Бахадур; 2. Аль-Фараби; 3. М. Х. Дулати; 4. Х. А. Яссауи
Cтановление науки на территории нашей страны, происходившее в средние века, было тесно связано с процессами исламизации. Города Южного Казахстана были вовлечены не только в торгово-экономическую систему Мавераннахра, но и в постепенно складывающуюся там систему мусульманского образования.
B X-ХII вв. мусульманская наука была самой передовой в мире. Среди ученых этой эпохи, родившихся в разных областях Центральной Азии, можно назвать выдающегося теолога, знатока хадисов — аль-Бухари, знаменитого медика, химика и философа Ибн-Сину (Авиценну), математика аль-Хорезми, энциклопедиста Абу Райхана Бируни. Энциклопедистом был Абу Насыр аль-Фараби, уроженец Отрара в Южном Казахстане.
Мухаммед Хайдар Дулати является автором уникального исторического научного труда «Тарих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1542-46 гг. Он был не только историком, но и блестящим литератором. Историческая летопись Абулгази Бахадура «Шежире-и тюрк» представляет собой историю династии потомков Чингизхана — чингизидов до времени правления самого Абулгази. В этом труде рассматриваются важные исторические события в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока.
Oпределите верные утверждения об ученых-философах средневекового Казахстана и их трудах:
I. Махмуда Кашгари называли «Вторым учителем» после Аристотеля
II. Абулгази Бахадур написал труд «Шежире-и тюрк»
III. Ходжа Ахмет Яссауи сыграл важную роль в распространении ислама среди тюрков-кочевников
IV. «Тарих-и-Рашиди» является полностью сокращенным переводом сочинения Рашид ад-Дина
V. «Диуани лугат ат-тюрк» - труд в области естествознания
Cтановление науки на территории нашей страны, происходившее в средние века, было тесно связано с процессами исламизации. Города Южного Казахстана были вовлечены не только в торгово-экономическую систему Мавераннахра, но и в постепенно складывающуюся там систему мусульманского образования.
B X-ХII вв. мусульманская наука была самой передовой в мире. Среди ученых этой эпохи, родившихся в разных областях Центральной Азии, можно назвать выдающегося теолога, знатока хадисов — аль-Бухари, знаменитого медика, химика и философа Ибн-Сину (Авиценну), математика аль-Хорезми, энциклопедиста Абу Райхана Бируни. Энциклопедистом был Абу Насыр аль-Фараби, уроженец Отрара в Южном Казахстане.
Мухаммед Хайдар Дулати является автором уникального исторического научного труда «Тарих-и-Рашиди», написанного на персидском языке в Кашмире в 1542-46 гг. Он был не только историком, но и блестящим литератором. Историческая летопись Абулгази Бахадура «Шежире-и тюрк» представляет собой историю династии потомков Чингизхана — чингизидов до времени правления самого Абулгази. В этом труде рассматриваются важные исторические события в жизни государств Средней Азии, Казахстана и Ближнего Востока.
Установите соответствие между трудами средневековых ученых и их авторами:
1. Абу Насыр Аль-Фараби; 2. Мухаммед Хайдар Дулати; 3. Абулгази Бахадур; 4. Юсуф Баласагуни.
A. «Шежире и тюрк»;
Б. «Гениальная жемчужина»;
B. «Тарих-и-Рашиди»;
Г. «Благодатное знание».