Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 6218
1.  
i

Mногие пле­ме­на, на­се­ляв­шие Ка­зах­стан, от­кры­ли и ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли же­ле­зо к:

1) III в. до н.э.
2) VIII в. до н.э.
3) V в. до н.э.
4) VII в. до н.э.
2.  
i

«Сте­ре­гу­щие зо­ло­то» на­зы­ва­ли пле­ме­на

1) кас­пи­ев
2) ар­гип­пе­ев
3) даев
4) ари­мас­пов
3.  
i

Pаз­ви­тию ис­то­ри­че­ской науки Ка­зах­ста­на спо­соб­ство­вал автор книги «Ис­то­рия Ка­зах­ста­на с древ­ней­ших вре­мен до наших дней» (1935 г.)

1) С. Асфен­ди­я­ров
2) Х. Болган­ба­ев
3) С. Са­д­ва­ка­сов
4) А. Са­мой­ло­вич
4.  
i

Вто­ры­ми ли­ца­ми в го­су­дар­стве гун­нов после ша­ньюя яв­ля­лись

1) беги
2) бу­ду­ны
3) тем­ни­ки
4) сот­ни­ки
5.  
i

Город Ку­ста­най был ос­но­ван в:

1) 1899 г.
2) 1869 г.
3) 1779 г.
4) 1879 г.
6.  
i

Го­су­дар­ство, об­ра­зо­вав­ше­е­ся в во­сточ­ной части улуса Ча­га­тая в се­ре­ди­не ХIV века, в со­став ко­то­ро­го вошли Се­ми­ре­чье, Кыр­гыз­стан и Во­сточ­ный Тур­ке­стан

1) Го­су­дар­ство Ти­му­ра
2) Мо­гу­ли­стан
3) Ка­ра­ха­нид­ское го­су­дар­ство
4) Джун­гар­ское хан­ство
7.  
i

B пе­ри­од с ок­тяб­ря 1773 года по март 1774 года ка­зах­ские по­встан­цы участ­во­ва­ли в штур­ме го­ро­да:

1) Аст­ра­хань
2) Яицк
3) Орен­бург
4) Гу­рьев
8.  
i

B 751 году в Ат­лах­ской битве со­юз­ни­ка­ми ара­бов вы­сту­пи­ли

1) тюр­ге­ши
2) ха­за­ры
3) сог­дий­цы
4) огузы
9.  
i

Про­ект про­грам­мы пар­тии «Алаш» был опуб­ли­ко­ван в га­зе­те «Казах»:

1) 21 фев­ра­ля 1921 г.
2) 21 но­яб­ря 1917 г.
3) 24 ок­тяб­ря 1919 г.
4) 21 фев­ра­ля 1920 г.
10.  
i

Ка­зах­ский го­су­дар­ствен­ный пе­да­го­ги­че­ский ин­сти­тут был от­крыт в

1) 1940 году
2) 1925 году
3) 1931 году
4) 1928 году
11.  
i

«...в мест­но­сти Ше­шен­кар Санд­ское пра­ви­тель­ство за каж­дую го­ло­ву (круп­но­го скота) взи­ма­ет семь ди­на­ров се­реб­ром и в го­ро­де Мул­та­не, сто­ли­це Санда, тоже взи­ма­ют не­мно­го мень­ше; рань­ше взи­ма­ли в раз­ме­ре одной чет­вер­ти всего по­го­ло­вья. Потом по пред­ло­же­нию Сул­тан-Му­хам­мед-Узбек хана стали взи­мать с

му­суль­ман­ских куп­цов зекет, с дру­гих — гушур». «Рас­сто­я­ние между свя­щен­ным Са­ра­ем и Хо­рез­мом со­став­ля­ет путь в сорок дней езды. По при­чи­не от­сут­ствия кор­мо­вых трав здесь на ло­ша­дях не ездят, вме­сто них за­пря­га­ют в те­ле­ги вер­блю­дов.

Спу­стя де­сять дней после на­ше­го вы­ез­да из Сарая мы по­еха­ли до го­ро­да Са­ра­жук (Са­рай­чик), на­хо­дя­ще­го­ся на бе­ре­гу реки Улусу. Слово «шык» озна­ча­ет ма­лень­кий, таким об­ра­зом они на­зы­ва­ют этот город Ма­лень­кий Сарай. На этой реке устро­ен мост на­по­до­бие моста на па­ро­мах в Баг­да­де. Наше стран­ство­ва­ние на ло­ша­дях за­кон­чи­лось в этом го­ро­де; ло­ша­дей своих мы про­да­ли по че­ты­ре ди­на­ра каж­дую, были цены и по­мень­ше, по­то­му что ло­ша­ди были худые, кроме того, в этом го­ро­де ло­ша­ди были во­об­ще де­ше­вые. Для за­пряж­ки на­ня­ли вер­блю­дов.

По вы­ез­де из этого го­ро­да в про­дол­же­ние трид­ца­ти дней оста­нов­ки де­ла­ли в пол­день и ве­че­ром на время, не­об­хо­ди­мое на варку и питье доки: для варки до­ста­точ­но од­но­го ки­пе­ния. В доку кла­дут мясо без ко­стей, на­ли­ва­ют мо­ло­ко. Во время пути все ку­ша­ли и спали на те­ле­гах. В моей те­ле­ге име­лось три при­слу­ги.

По при­чи­не от­сут­ствия травы пу­те­ше­ствен­ни­ки ста­ра­ют­ся эту пу­сты­ню про­хо­дить ско­рее. Мно­же­ство упряж­ных вер­блю­дов па­да­ют по до­ро­ге, а дру­гие очень ху­де­ют и толь­ко через год после на­гу­ла ста­но­вят­ся год­ны­ми для ра­бо­ты».

Опре­де­ли­те со­вре­мен­ное на­зва­ние реки Улусу:

1) Яик (Урал)
2) Сыр­да­рья
3) Итиль (Волга)
4) Есиль (Ишим)
12.  
i

«...в мест­но­сти Ше­шен­кар Санд­ское пра­ви­тель­ство за каж­дую го­ло­ву (круп­но­го скота) взи­ма­ет семь ди­на­ров се­реб­ром и в го­ро­де Мул­та­не, сто­ли­це Санда, тоже взи­ма­ют не­мно­го мень­ше; рань­ше взи­ма­ли в раз­ме­ре одной чет­вер­ти всего по­го­ло­вья. Потом по пред­ло­же­нию Сул­тан-Му­хам­мед-Узбек хана стали взи­мать с

му­суль­ман­ских куп­цов зекет, с дру­гих — гушур». «Рас­сто­я­ние между свя­щен­ным Са­ра­ем и Хо­рез­мом со­став­ля­ет путь в сорок дней езды. По при­чи­не от­сут­ствия кор­мо­вых трав здесь на ло­ша­дях не ездят, вме­сто них за­пря­га­ют в те­ле­ги вер­блю­дов.

Спу­стя де­сять дней после на­ше­го вы­ез­да из Сарая мы по­еха­ли до го­ро­да Са­ра­жук (Са­рай­чик), на­хо­дя­ще­го­ся на бе­ре­гу реки Улусу. Слово «шык» озна­ча­ет ма­лень­кий, таким об­ра­зом они на­зы­ва­ют этот город Ма­лень­кий Сарай. На этой реке устро­ен мост на­по­до­бие моста на па­ро­мах в Баг­да­де. Наше стран­ство­ва­ние на ло­ша­дях за­кон­чи­лось в этом го­ро­де; ло­ша­дей своих мы про­да­ли по че­ты­ре ди­на­ра каж­дую, были цены и по­мень­ше, по­то­му что ло­ша­ди были худые, кроме того, в этом го­ро­де ло­ша­ди были во­об­ще де­ше­вые. Для за­пряж­ки на­ня­ли вер­блю­дов.

По вы­ез­де из этого го­ро­да в про­дол­же­ние трид­ца­ти дней оста­нов­ки де­ла­ли в пол­день и ве­че­ром на время, не­об­хо­ди­мое на варку и питье доки: для варки до­ста­точ­но од­но­го ки­пе­ния. В доку кла­дут мясо без ко­стей, на­ли­ва­ют мо­ло­ко. Во время пути все ку­ша­ли и спали на те­ле­гах. В моей те­ле­ге име­лось три при­слу­ги.

По при­чи­не от­сут­ствия травы пу­те­ше­ствен­ни­ки ста­ра­ют­ся эту пу­сты­ню про­хо­дить ско­рее. Мно­же­ство упряж­ных вер­блю­дов па­да­ют по до­ро­ге, а дру­гие очень ху­де­ют и толь­ко через год после на­гу­ла ста­но­вят­ся год­ны­ми для ра­бо­ты».

Опре­де­ли­те, ис­то­ри­че­ские све­де­ния ка­ко­го го­су­дар­ства от­ра­же­ны в тек­сте:

1) Мо­гу­ли­ста­на
2) Хан­ства Абул­ха­и­ра
3) Зо­ло­той Орды
4) Си­бир­ско­го хан­ства
13.  
i

«...в мест­но­сти Ше­шен­кар Санд­ское пра­ви­тель­ство за каж­дую го­ло­ву (круп­но­го скота) взи­ма­ет семь ди­на­ров се­реб­ром и в го­ро­де Мул­та­не, сто­ли­це Санда, тоже взи­ма­ют не­мно­го мень­ше; рань­ше взи­ма­ли в раз­ме­ре одной чет­вер­ти всего по­го­ло­вья. Потом по пред­ло­же­нию Сул­тан-Му­хам­мед-Узбек хана стали взи­мать с

му­суль­ман­ских куп­цов зекет, с дру­гих — гушур». «Рас­сто­я­ние между свя­щен­ным Са­ра­ем и Хо­рез­мом со­став­ля­ет путь в сорок дней езды. По при­чи­не от­сут­ствия кор­мо­вых трав здесь на ло­ша­дях не ездят, вме­сто них за­пря­га­ют в те­ле­ги вер­блю­дов.

Спу­стя де­сять дней после на­ше­го вы­ез­да из Сарая мы по­еха­ли до го­ро­да Са­ра­жук (Са­рай­чик), на­хо­дя­ще­го­ся на бе­ре­гу реки Улусу. Слово «шык» озна­ча­ет ма­лень­кий, таким об­ра­зом они на­зы­ва­ют этот город Ма­лень­кий Сарай. На этой реке устро­ен мост на­по­до­бие моста на па­ро­мах в Баг­да­де. Наше стран­ство­ва­ние на ло­ша­дях за­кон­чи­лось в этом го­ро­де; ло­ша­дей своих мы про­да­ли по че­ты­ре ди­на­ра каж­дую, были цены и по­мень­ше, по­то­му что ло­ша­ди были худые, кроме того, в этом го­ро­де ло­ша­ди были во­об­ще де­ше­вые. Для за­пряж­ки на­ня­ли вер­блю­дов.

По вы­ез­де из этого го­ро­да в про­дол­же­ние трид­ца­ти дней оста­нов­ки де­ла­ли в пол­день и ве­че­ром на время, не­об­хо­ди­мое на варку и питье доки: для варки до­ста­точ­но од­но­го ки­пе­ния. В доку кла­дут мясо без ко­стей, на­ли­ва­ют мо­ло­ко. Во время пути все ку­ша­ли и спали на те­ле­гах. В моей те­ле­ге име­лось три при­слу­ги.

По при­чи­не от­сут­ствия травы пу­те­ше­ствен­ни­ки ста­ра­ют­ся эту пу­сты­ню про­хо­дить ско­рее. Мно­же­ство упряж­ных вер­блю­дов па­да­ют по до­ро­ге, а дру­гие очень ху­де­ют и толь­ко через год после на­гу­ла ста­но­вят­ся год­ны­ми для ра­бо­ты».

Какие све­де­ния не встре­ча­ют­ся в тек­сте:

1) о на­ло­гах
2) о го­ро­дах
3) о быте
4) о ре­ли­гии
14.  
i

«...в мест­но­сти Ше­шен­кар Санд­ское пра­ви­тель­ство за каж­дую го­ло­ву (круп­но­го скота) взи­ма­ет семь ди­на­ров се­реб­ром и в го­ро­де Мул­та­не, сто­ли­це Санда, тоже взи­ма­ют не­мно­го мень­ше; рань­ше взи­ма­ли в раз­ме­ре одной чет­вер­ти всего по­го­ло­вья. Потом по пред­ло­же­нию Сул­тан-Му­хам­мед-Узбек хана стали взи­мать с

му­суль­ман­ских куп­цов зекет, с дру­гих — гушур». «Рас­сто­я­ние между свя­щен­ным Са­ра­ем и Хо­рез­мом со­став­ля­ет путь в сорок дней езды. По при­чи­не от­сут­ствия кор­мо­вых трав здесь на ло­ша­дях не ездят, вме­сто них за­пря­га­ют в те­ле­ги вер­блю­дов.

Спу­стя де­сять дней после на­ше­го вы­ез­да из Сарая мы по­еха­ли до го­ро­да Са­ра­жук (Са­рай­чик), на­хо­дя­ще­го­ся на бе­ре­гу реки Улусу. Слово «шык» озна­ча­ет ма­лень­кий, таким об­ра­зом они на­зы­ва­ют этот город Ма­лень­кий Сарай. На этой реке устро­ен мост на­по­до­бие моста на па­ро­мах в Баг­да­де. Наше стран­ство­ва­ние на ло­ша­дях за­кон­чи­лось в этом го­ро­де; ло­ша­дей своих мы про­да­ли по че­ты­ре ди­на­ра каж­дую, были цены и по­мень­ше, по­то­му что ло­ша­ди были худые, кроме того, в этом го­ро­де ло­ша­ди были во­об­ще де­ше­вые. Для за­пряж­ки на­ня­ли вер­блю­дов.

По вы­ез­де из этого го­ро­да в про­дол­же­ние трид­ца­ти дней оста­нов­ки де­ла­ли в пол­день и ве­че­ром на время, не­об­хо­ди­мое на варку и питье доки: для варки до­ста­точ­но од­но­го ки­пе­ния. В доку кла­дут мясо без ко­стей, на­ли­ва­ют мо­ло­ко. Во время пути все ку­ша­ли и спали на те­ле­гах. В моей те­ле­ге име­лось три при­слу­ги.

По при­чи­не от­сут­ствия травы пу­те­ше­ствен­ни­ки ста­ра­ют­ся эту пу­сты­ню про­хо­дить ско­рее. Мно­же­ство упряж­ных вер­блю­дов па­да­ют по до­ро­ге, а дру­гие очень ху­де­ют и толь­ко через год после на­гу­ла ста­но­вят­ся год­ны­ми для ра­бо­ты».

Опре­де­ли­те, в каком веке про­изо­шло пу­те­ше­ствие, опи­сан­ное в тек­сте:

1) XIII в.
2) XIV в.
3) XV в.
4) XVI в.
15.  
i

«...в мест­но­сти Ше­шен­кар Санд­ское пра­ви­тель­ство за каж­дую го­ло­ву (круп­но­го скота) взи­ма­ет семь ди­на­ров се­реб­ром и в го­ро­де Мул­та­не, сто­ли­це Санда, тоже взи­ма­ют не­мно­го мень­ше; рань­ше взи­ма­ли в раз­ме­ре одной чет­вер­ти всего по­го­ло­вья. Потом по пред­ло­же­нию Сул­тан-Му­хам­мед-Узбек хана стали взи­мать с

му­суль­ман­ских куп­цов зекет, с дру­гих — гушур». «Рас­сто­я­ние между свя­щен­ным Са­ра­ем и Хо­рез­мом со­став­ля­ет путь в сорок дней езды. По при­чи­не от­сут­ствия кор­мо­вых трав здесь на ло­ша­дях не ездят, вме­сто них за­пря­га­ют в те­ле­ги вер­блю­дов.

Спу­стя де­сять дней после на­ше­го вы­ез­да из Сарая мы по­еха­ли до го­ро­да Са­ра­жук (Са­рай­чик), на­хо­дя­ще­го­ся на бе­ре­гу реки Улусу. Слово «шык» озна­ча­ет ма­лень­кий, таким об­ра­зом они на­зы­ва­ют этот город Ма­лень­кий Сарай. На этой реке устро­ен мост на­по­до­бие моста на па­ро­мах в Баг­да­де. Наше стран­ство­ва­ние на ло­ша­дях за­кон­чи­лось в этом го­ро­де; ло­ша­дей своих мы про­да­ли по че­ты­ре ди­на­ра каж­дую, были цены и по­мень­ше, по­то­му что ло­ша­ди были худые, кроме того, в этом го­ро­де ло­ша­ди были во­об­ще де­ше­вые. Для за­пряж­ки на­ня­ли вер­блю­дов.

По вы­ез­де из этого го­ро­да в про­дол­же­ние трид­ца­ти дней оста­нов­ки де­ла­ли в пол­день и ве­че­ром на время, не­об­хо­ди­мое на варку и питье доки: для варки до­ста­точ­но од­но­го ки­пе­ния. В доку кла­дут мясо без ко­стей, на­ли­ва­ют мо­ло­ко. Во время пути все ку­ша­ли и спали на те­ле­гах. В моей те­ле­ге име­лось три при­слу­ги.

По при­чи­не от­сут­ствия травы пу­те­ше­ствен­ни­ки ста­ра­ют­ся эту пу­сты­ню про­хо­дить ско­рее. Мно­же­ство упряж­ных вер­блю­дов па­да­ют по до­ро­ге, а дру­гие очень ху­де­ют и толь­ко через год после на­гу­ла ста­но­вят­ся год­ны­ми для ра­бо­ты».

Опре­де­ли­те, какой марш­рут опи­сан в тек­сте:

1) Москва, Са­рай­чик, Баг­дад, Мон­го­лия
2) Киев, Сарай, Са­рай­чик, Мо­гу­ли­стан
3) Баг­дад, Иран, Хо­резм, Зо­ло­тая Орда
4) Крым, Сарай, Са­рай­чик, Хо­резм
16.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Bозник­но­ве­ние изоб­ра­жен­но­го на кар­ти­не му­зы­каль­но­го ин­стру­мен­та, по ле­ген­де свя­за­но с име­нем Кор­кы­та:

1) дом­б­ра
2) сы­быз­гы
3) кар­най
4) кобыз
17.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Cостя­за­ние пев­цов-им­про­ви­за­то­ров:

1) айтыс
2) ак суйек
3) кыз куу
4) ку­рул­тай
18.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Кюй Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­и­улы «Киш­кен­тай» по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния:

1) И. Тай­ма­но­ву
2) Е. Пу­га­че­ву
3) Ж. Тлен­ши­е­ву
4) С. Да­ту­лы
19.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Опре­де­ли­те вер­ные ар­гу­мен­ты:

I. Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата;

II. 1855 г. Кур­ман­га­зы при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол

III. Тат­тим­бет один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в.

IV. Кюй «Киш­кен­тай» пер­вый кюй Тат­тим­бе­та Ка­зан­га­пу­лы

1) III, IV
2) I, II
3) II, V
4) I, III
20.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жизни де­я­те­лей куль­ту­ры:

1. Кор­кыт ата; 2. Кур­ман­га­зы Са­гыр­бай­у­лы; 3. Тат­тим­бет Ка­зан­га­пу­лы

1) 1, 2, 3
2) 1, 3, 2
3) 2, 3, 1
4) 3, 2, 1