Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 5811
1.  
i

Oдна из осо­бен­но­стей бе­рель­ской куль­ту­ры:

1) на­ли­чие боль­шо­го ко­ли­че­ства по­су­ды с плос­ким дном
2) от­сут­ствие гли­ня­ной по­су­ды
3) за­хо­ро­не­ние жен­щин жриц
4) малое ко­ли­че­ство ар­хео­ло­ги­че­ских на­хо­док
2.  
i

965 году был за­клю­чен во­ен­ный союз между огуз­ским джа­б­гу и:

1) мер­ки­та­ми
2) ки­тай­ским им­пе­ра­то­ром
3) ка­ра­ха­ни­да­ми
4) ки­ев­ским кня­зем
3.  
i

По ки­тай­ским ле­то­пи­сям в на­ча­ле VII века пле­ме­на ки­ма­ков сфор­ми­ро­ва­лись и про­жи­ва­ли ранее в се­ве­ро-за­пад­ной части:

1) Китая
2) Мон­го­лии
3) Ка­ш­га­ри
4) Ки­ев­ской Руси
4.  
i

Hаци­о­наль­ные идеи дви­же­ния «Алаш» были за­ло­же­ны в

1) «Об­ра­ще­нии к му­суль­ма­нам Во­сто­ка»
2) «Кар­ка­ра­лин­ской пе­ти­ции»
3) «Пись­ме пяти»
4) «Де­кла­ра­ции прав тру­дя­щих­ся»
5.  
i

1433-1462 гг. пра­вил Мо­гу­ли­ста­ном:

1) Сасы-Буга
2) Есен-Буга
3) Му­ба­рак
4) То­глук-Тимур
6.  
i

Го­су­дар­ство, об­ра­зо­вав­ше­е­ся в во­сточ­ной части улуса Ча­га­тая в се­ре­ди­не ХIV века, в со­став ко­то­ро­го вошли Се­ми­ре­чье, Кыр­гыз­стан и Во­сточ­ный Тур­ке­стан

1) Го­су­дар­ство Ти­му­ра
2) Мо­гу­ли­стан
3) Ка­ра­ха­нид­ское го­су­дар­ство
4) Джун­гар­ское хан­ство
7.  
i

Oтмена хан­ской вла­сти в Сред­нем жузе про­изо­шла после при­ня­тия

1) «Вре­мен­но­го по­ло­же­ния в кир­гиз­ской степи»
2) Ре­фор­мы Игель­стро­ма
3) «Уста­ва о си­бир­ских кир­ги­зах»
4) «Вре­мен­но­го по­ло­же­ния об управ­ле­нии си­бир­ски­ми об­ла­стя­ми»
8.  
i

Ин­ду­стри­а­ли­за­ция была при­ня­та на ХIV съез­де РКП(б) в:

1) 1921 г.
2) 1922 г.
3) 1927 г.
4) 1925 г.
9.  
i

Про­ект про­грам­мы пар­тии «Алаш» был опуб­ли­ко­ван в га­зе­те «Казах»:

1) 21 фев­ра­ля 1921 г.
2) 21 но­яб­ря 1917 г.
3) 24 ок­тяб­ря 1919 г.
4) 21 фев­ра­ля 1920 г.
10.  
i

Kазах­стан стал пол­но­прав­ным чле­ном ООН:

1) В марте 1994 г.
2) В марте 1990 г.
3) В марте 1991 г.
4) В марте 1992 г.
11.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Опре­де­ли­те, в каких годах со­вер­ше­но пу­те­ше­ствие, опи­сан­ное в тек­сте:

1) 1205-1206
2) 1215-1216
3) 1225-1226
4) 1246-1247
12.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Через тер­ри­то­рии каких на­ро­дов про­хо­дил путь пу­те­ше­ствен­ни­ка?

1) Ки­ев­ской Руси, Ко­ма­нии, Бис­сер­ми­нов, Китая, Татар
2) Кип­ча­ков, Са­ра­ци­нов, Огу­зов, Сы­ба­нов, Мо­гу­лов
3) Кан­ги­тов, Хо­рез­ма, Ка­ра­ки­та­ев, Най­ма­нов, Мон­го­лов
4) Ху­ла­ги­дов, Ма­ве­ран­на­хра, Ти­му­ри­дов, Мо­гу­лов, Китая
13.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Опре­де­ли­те, от­ку­да и куда про­сле­до­вал путь пу­те­ше­ствен­ни­ка, опи­сан­ный в ис­точ­ни­ке:

1) от Моск­вы до Пе­ки­на
2) от Са­рай­чи­ка до Ба­лык­ты
3) от Ка­за­ни до Орда-Ба­за­ра
4) от Сарая до Ка­ра­ко­ру­ма
14.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Опре­де­ли­те, через тер­ри­то­рии каких со­вре­мен­ных го­су­дарств про­ле­гал путь пу­те­ше­ствен­ни­ка:

1) Ка­зах­стан, Уз­бе­ки­стан, Китай
2) Ка­зах­стан, Кир­гиз­стан, Мон­го­лия
3) Рос­сия, Ка­зах­стан, Мон­го­лия
4) Иран, Уз­бе­ки­стан, Ка­зах­стан
15.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Опре­де­ли­те, какой ре­ги­он Ка­зах­ста­на опи­сан в па­ра­гра­фе XVI:

1) За­пад­ный
2) Южный
3) Цен­траль­ный
4) Се­вер­ный
16.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Экс­пе­ди­ция П. С. Пал­ла­са в Орен­бург­скую гу­бер­нию со­сто­я­лась в:

1) 1760-1782 гг.
2) 1722-1735 гг.
3) 1768-1774 гг.
4) 1735-1745 гг.
17.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Автор труда «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии»:

1) П. С. Пал­лас
2) Ш. Уа­ли­ха­нов
3) Г. Н. По­та­нин
4) П. Се­ме­но­ва-Тянь-Шан­ский
18.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ав­то­ра­ми и их тру­да­ми:

1. П. И. Рыч­ков; 2. И. Г. Ан­дре­ев; 3. П. С. Пал­лас

А. «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рий»;

Б. «Ис­то­рия Орен­бург­ская»; В. «Опи­са­ние сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков»

1) 1-А; 2-Б; 3-В
2) 1-А; 2-В; 3-Б
3) 1-Б; 2-А; 3-В
4) 1-Б; 2-В; 3-А
19.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Уста­но­ви­те пра­виль­ное со­от­вет­ствие:

1. И. Г. Ан­дре­ев; 2. П. С. Пал­лас; 3. П. И. Рыч­ков

A. Оста­вил све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах сред­не­го жуза;

Б. За свой труды за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бур­ско­го края;

B. Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да, особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков

1) 1-А, 2-Б, 3-В
2) 1-Б, 2-В, 3-А
3) 1-А, 2-В, 3-Б
4) 1-В, 2-Б, 3-А
20.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Bыбе­ри­те пра­виль­ные утвер­жде­ния об ис­сле­до­ва­нии Ка­зах­ста­на в XVIII – на­ча­ле XX века:

I. Марш­рут экс­пе­ди­ций П. С. Пал­ла­са про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на.

II. В конце XVII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева.

III. П. И. Рыч­ков по­дроб­но опи­сы­ва­ет на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью.

IV. П. С. Пал­лас автор труда «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­ний»

1) I, III
2) II, III
3) II, IV
4) I, II