Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 5275
1.  
i

Тка­че­ство, гли­ня­ная по­су­да, зер­но­тер­ка — до­сти­же­ния че­ло­ве­ка пе­ри­о­да:

1) ол­ду­вая
2) па­лео­ли­та
3) нео­ли­та
4) энео­ли­та
2.  
i

Тер­ри­то­рия, на ко­то­рой были об­на­ру­же­ны самые древ­ние па­мят­ни­ки саков:

1) За­пад­ный Ка­зах­стан
2) Южный Ка­зах­стан
3) Се­вер­ный Ка­зах­стан
4) Во­сточ­ный Ка­зах­стан
3.  
i

Тер­ри­то­рия За­пад­но­го Ка­ра­ха­нид­ско­го го­су­дар­ства вклю­ча­ла в себя:

1) Са­ры­ар­ку
2) По­вол­жье
3) Ма­ве­рен­на­хр
4) Же­ты­су
4.  
i

Mятеж хана Тур­су­на, вы­сту­пив­ше­го про­тив хана Есима, вошел в ис­то­рию как:

1) «Ат­лах­ская битва»
2) «Бу­лан­тин­ская битва»
3) «Ка­та­ган­ское по­бо­и­ще»
4) «Ан­ра­кай­ская битва»
5.  
i

В 1841 году ханом был из­бран

1) Сырым Да­ту­лы
2) Ис­а­тай Тай­ма­ну­лы
3) Ке­не­са­ры Ка­сы­му­лы
4) Жан­ко­жа Нур­му­ха­ме­ду­лы
6.  
i

По­встан­че­ский отряд в Тур­гай­ском уезде воз­гла­вил:

1) Бек­бо­лат Аше­кей­у­лы
2) Оспан Шолак
3) Токаш Бокин
4) Аман­гель­ды Има­нов
7.  
i

Oтмена хан­ской вла­сти в Сред­нем жузе про­изо­шла после при­ня­тия

1) «Уста­ва об Орен­бург­ских кир­ги­зах»
2) «Уста­ва о си­бир­ских кир­ги­зах»
3) «Вре­мен­но­го по­ло­же­ния об управ­ле­нии си­бир­ски­ми об­ла­стя­ми»
4) Ре­фор­мы Игель­стро­ма
8.  
i

Ос­нов­ной за­слу­гой Ке­не­са­ры Ка­сы­мо­ва яв­ля­ет­ся:

1) вос­ста­нов­ле­ние го­су­дар­ствен­но­сти
2) со­зда­ние армии
3) рас­пре­де­ле­ние паст­бищ
4) за­щи­та ка­ра­ва­нов
9.  
i

Один из ру­ко­во­ди­те­лей Се­ми­ре­чен­ско­го цен­тра вос­ста­ния 1916 г.:

1) А. Има­нов
2) У. Са­у­ры­ков
3) О. Чонов
4) Н. Ки­я­шев
10.  
i

Пер­вая дол­го­сроч­ная про­грам­ма раз­ви­тия Рес­пуб­ли­ки Ка­зах­стан

1) Циф­ро­вой Ка­зах­стан 2020
2) Ин­ду­стри­аль­ное раз­ви­тие Ка­зах­ста­на
3) Стра­те­гия «Ка­зах­стан 2050»
4) Стра­те­гия «Ка­зах­стан 2030»
11.  
i

Всем ар­мей­ским Ко­ми­те­там дей­ству­ю­щей армии, всем Со­ве­там сол­дат­ских де­пу­та­тов (ра­дио­те­ле­грам­ма) «Пет­ро­град­ские Со­ве­ты ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов, тор­же­ствен­но при­вет­ствуя со­вер­шив­ший­ся пе­ре­во­рот, при­зна­ли впредь до со­зда­ния пра­ви­тель­ства Со­ве­тов власть Во­ен­но­го ре­во­лю­ци­он­но­го ко­ми­те­та. Опо­ве­щая об этом армию на фрон­те и в тылу, Вре­мен­ный ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет при­зы­ва­ет ре­во­лю­ци­он­ных сол­дат бди­тель­но сле­дить за по­ве­де­ни­ем ко­манд­но­го со­ста­ва. Офи­це­ры, ко­то­рые прямо и от­кры­то не при­со­еди­ни­лись к со­вер­шив­шей­ся ре­во­лю­ции, долж­ны быть не­мед­лен­но аре­сто­ва­ны как враги новой вла­сти.

Пет­ро­град­ские Со­ве­ты видят спа­се­ние ре­во­лю­ции в не­мед­лен­ном пред­ло­же­нии де­мо­кра­ти­че­ско­го мира, не­мед­лен­ной пе­ре­да­че по­ме­щи­чьих зе­мель кре­стья­нам, пе­ре­да­че всей вла­сти Со­ве­там и в чест­ном со­зы­ве Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния».

Пра­ви­тель­ство, ко­то­ро­му при­над­ле­жит ра­дио­те­ле­грам­ма:

1) Со­вет­ское пра­ви­тель­ство
2) Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство
3) Цар­ское пра­ви­тель­ство
4) Пра­ви­тель­ство Алаш Орды
12.  
i

Всем ар­мей­ским Ко­ми­те­там дей­ству­ю­щей армии, всем Со­ве­там сол­дат­ских де­пу­та­тов (ра­дио­те­ле­грам­ма) «Пет­ро­град­ские Со­ве­ты ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов, тор­же­ствен­но при­вет­ствуя со­вер­шив­ший­ся пе­ре­во­рот, при­зна­ли впредь до со­зда­ния пра­ви­тель­ства Со­ве­тов власть Во­ен­но­го ре­во­лю­ци­он­но­го ко­ми­те­та. Опо­ве­щая об этом армию на фрон­те и в тылу, Вре­мен­ный ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет при­зы­ва­ет ре­во­лю­ци­он­ных сол­дат бди­тель­но сле­дить за по­ве­де­ни­ем ко­манд­но­го со­ста­ва. Офи­це­ры, ко­то­рые прямо и от­кры­то не при­со­еди­ни­лись к со­вер­шив­шей­ся ре­во­лю­ции, долж­ны быть не­мед­лен­но аре­сто­ва­ны как враги новой вла­сти.

Пет­ро­град­ские Со­ве­ты видят спа­се­ние ре­во­лю­ции в не­мед­лен­ном пред­ло­же­нии де­мо­кра­ти­че­ско­го мира, не­мед­лен­ной пе­ре­да­че по­ме­щи­чьих зе­мель кре­стья­нам, пе­ре­да­че всей вла­сти Со­ве­там и в чест­ном со­зы­ве Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния».

Время, когда была при­ня­та ра­дио­те­ле­грам­ма:

1) март 1917 г.
2) ок­тябрь 1917 г.
3) де­кабрь 1917 г.
4) июль 1918 г.
13.  
i

Всем ар­мей­ским Ко­ми­те­там дей­ству­ю­щей армии, всем Со­ве­там сол­дат­ских де­пу­та­тов (ра­дио­те­ле­грам­ма) «Пет­ро­град­ские Со­ве­ты ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов, тор­же­ствен­но при­вет­ствуя со­вер­шив­ший­ся пе­ре­во­рот, при­зна­ли впредь до со­зда­ния пра­ви­тель­ства Со­ве­тов власть Во­ен­но­го ре­во­лю­ци­он­но­го ко­ми­те­та. Опо­ве­щая об этом армию на фрон­те и в тылу, Вре­мен­ный ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет при­зы­ва­ет ре­во­лю­ци­он­ных сол­дат бди­тель­но сле­дить за по­ве­де­ни­ем ко­манд­но­го со­ста­ва. Офи­це­ры, ко­то­рые прямо и от­кры­то не при­со­еди­ни­лись к со­вер­шив­шей­ся ре­во­лю­ции, долж­ны быть не­мед­лен­но аре­сто­ва­ны как враги новой вла­сти.

Пет­ро­град­ские Со­ве­ты видят спа­се­ние ре­во­лю­ции в не­мед­лен­ном пред­ло­же­нии де­мо­кра­ти­че­ско­го мира, не­мед­лен­ной пе­ре­да­че по­ме­щи­чьих зе­мель кре­стья­нам, пе­ре­да­че всей вла­сти Со­ве­там и в чест­ном со­зы­ве Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния».

Со­об­ще­ние, не со­дер­жав­ше­е­ся в ра­дио­те­ле­грам­ме:

1) о смене вла­сти
2) о пред­ло­же­нии мира
3) об аг­рар­ном во­про­се
4) об ам­ни­стии всех граж­дан
14.  
i

Всем ар­мей­ским Ко­ми­те­там дей­ству­ю­щей армии, всем Со­ве­там сол­дат­ских де­пу­та­тов (ра­дио­те­ле­грам­ма) «Пет­ро­град­ские Со­ве­ты ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов, тор­же­ствен­но при­вет­ствуя со­вер­шив­ший­ся пе­ре­во­рот, при­зна­ли впредь до со­зда­ния пра­ви­тель­ства Со­ве­тов власть Во­ен­но­го ре­во­лю­ци­он­но­го ко­ми­те­та. Опо­ве­щая об этом армию на фрон­те и в тылу, Вре­мен­ный ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет при­зы­ва­ет ре­во­лю­ци­он­ных сол­дат бди­тель­но сле­дить за по­ве­де­ни­ем ко­манд­но­го со­ста­ва. Офи­це­ры, ко­то­рые прямо и от­кры­то не при­со­еди­ни­лись к со­вер­шив­шей­ся ре­во­лю­ции, долж­ны быть не­мед­лен­но аре­сто­ва­ны как враги новой вла­сти.

Пет­ро­град­ские Со­ве­ты видят спа­се­ние ре­во­лю­ции в не­мед­лен­ном пред­ло­же­нии де­мо­кра­ти­че­ско­го мира, не­мед­лен­ной пе­ре­да­че по­ме­щи­чьих зе­мель кре­стья­нам, пе­ре­да­че всей вла­сти Со­ве­там и в чест­ном со­зы­ве Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния».

В ра­дио­те­ле­грам­ме было ука­за­но, что выс­шая власть в стра­не пе­ре­хо­ди­ла к:

1) Учре­ди­тель­но­му со­бра­нию
2) Вре­мен­но­му пра­ви­тель­ству
3) Все­рос­сий­ско­му Цен­траль­но­му Ис­пол­ни­тель­но­му Ко­ми­те­ту
4) Вре­мен­но­му ре­во­лю­ци­он­но­му ко­ми­те­ту
15.  
i

Всем ар­мей­ским Ко­ми­те­там дей­ству­ю­щей армии, всем Со­ве­там сол­дат­ских де­пу­та­тов (ра­дио­те­ле­грам­ма) «Пет­ро­град­ские Со­ве­ты ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов, тор­же­ствен­но при­вет­ствуя со­вер­шив­ший­ся пе­ре­во­рот, при­зна­ли впредь до со­зда­ния пра­ви­тель­ства Со­ве­тов власть Во­ен­но­го ре­во­лю­ци­он­но­го ко­ми­те­та. Опо­ве­щая об этом армию на фрон­те и в тылу, Вре­мен­ный ре­во­лю­ци­он­ный ко­ми­тет при­зы­ва­ет ре­во­лю­ци­он­ных сол­дат бди­тель­но сле­дить за по­ве­де­ни­ем ко­манд­но­го со­ста­ва. Офи­це­ры, ко­то­рые прямо и от­кры­то не при­со­еди­ни­лись к со­вер­шив­шей­ся ре­во­лю­ции, долж­ны быть не­мед­лен­но аре­сто­ва­ны как враги новой вла­сти.

Пет­ро­град­ские Со­ве­ты видят спа­се­ние ре­во­лю­ции в не­мед­лен­ном пред­ло­же­нии де­мо­кра­ти­че­ско­го мира, не­мед­лен­ной пе­ре­да­че по­ме­щи­чьих зе­мель кре­стья­нам, пе­ре­да­че всей вла­сти Со­ве­там и в чест­ном со­зы­ве Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния».

Со­бы­тие, сразу после ко­то­ро­го была при­ня­та ра­дио­те­ле­грам­ма:

1) Свер­же­ние Со­вет­ской вла­сти
2) Свер­же­ние Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства
3) На­ча­ло Граж­дан­ская войны
4) Объ­яв­ле­ние Сто­лы­пин­ской ре­фор­мы
16.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уче­ный-эн­цик­ло­пе­дист сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1) М. Х. Ду­ла­ти
2) аль-Фа­ра­би
3) ал-Ид­ри­си
4) М. Ка­ш­га­ри
17.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Cред­не­ве­ко­вое про­из­ве­де­ние, со­дер­жа­щее важ­ней­шие све­де­ния об об­ра­зо­ва­нии Ка­зах­ско­го хан­ства:

1) «Сло­варь тюрк­ских на­ре­чий»
2) «Тарих-и-Ра­ши­ди»
3) «Дар ис­ти­ны»
4) «Джами ат-та­ва­рих»
18.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уста­но­ви­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти уче­ных сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1. Абул­га­зи Ба­хадур; 2. Аль-Фа­ра­би; 3. М. Х. Ду­ла­ти; 4. Х. А. Яс­са­уи

1) 1, 2, 4, 3
2) 2, 3, 1, 4
3) 4, 1, 3, 2
4) 2, 4, 3, 1
19.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Oпре­де­ли­те вер­ные утвер­жде­ния об уче­ных-фи­ло­со­фах сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на и их тру­дах:

I. Ма­хму­да Ка­ш­га­ри на­зы­ва­ли «Вто­рым учи­те­лем» после Ари­сто­те­ля

II. Абул­га­зи Ба­хадур на­пи­сал труд «Ше­жи­ре-и тюрк»

III. Ходжа Ахмет Яс­са­уи сыг­рал важ­ную роль в рас­про­стра­не­нии ис­ла­ма среди тюр­ков-ко­чев­ни­ков

IV. «Тарих-и-Ра­ши­ди» яв­ля­ет­ся пол­но­стью со­кра­щен­ным пе­ре­во­дом со­чи­не­ния Рашид ад-Дина

V. «Ди­у­а­ни лугат ат-тюрк» - труд в об­ла­сти есте­ство­зна­ния

1) I, III
2) I, V
3) III, V
4) II, III
20.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тру­да­ми сред­не­ве­ко­вых уче­ных и их ав­то­ра­ми:

1. Абу Насыр Аль-Фа­ра­би; 2. Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти; 3. Абул­га­зи Ба­хадур; 4. Юсуф Ба­ла­са­гу­ни.

A. «Ше­жи­ре и тюрк»;

Б. «Ге­ни­аль­ная жем­чу­жи­на»;

B. «Тарих-и-Ра­ши­ди»;

Г. «Бла­го­дат­ное зна­ние».

1) 1-А; 2-Б; 3-Г; 4-В
2) 1-Б; 2-В; 3-А; 4-Г
3) 1-Г; 2-В; 3-Г; 4-А
4) 1-Г; 2-А; 3-В; 4-Б