Mногие племена, населявшие Казахстан, открыли и широко использовали железо к:
Mногие племена, населявшие Казахстан, открыли и широко использовали железо к:
«Стерегущие золото» называли племена
«…много книг, написанных на арабском и таджикском языке, а эта — единственный и первый сборник мудростей на родном языке» писал ученый о своей книге:
Oпределите правильную хронологическую последовательность правления ханов Казахского ханства:
1. Тауке хан, 2. Касым хан; 3. Хакназар хан; 4. Тауекель хан.
Город Кустанай был основан в:
Государство, образовавшееся в восточной части улуса Чагатая в середине ХIV века, в состав которого вошли Семиречье, Кыргызстан и Восточный Туркестан
B период с октября 1773 года по март 1774 года казахские повстанцы участвовали в штурме города:
B 751 году в Атлахской битве союзниками арабов выступили
Проект программы партии «Алаш» был опубликован в газете «Казах»:
Казахский государственный педагогический институт был открыт в
«Этих команов перебили татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство; однако весьма многие из бежавших возвращаются к ним.
XV. После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле, а также в Комании, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу; ...эти люди были язычники, и как команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов.
XVI. Из земли Кангитов въехали в землю Биссерминов (т. е. Хорезма). Эти люди говорили и доселе еще говорят команским языком, а закона держатся Сарацинского. В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений. В этой земле есть одна большая река, имя которой нам неизвестно; на ней стоит некий город, именуемый Янкинт (Janckint), другой по имени Бархин и третий, именуемый Орнас, и очень много иных, имена которых нам неизвестны ... с севера же прилегает к ней часть земли черных Китаев и Океан. Там пребывает Сыбан, брат Бату.
XVII. Затем мы въехали в землю черных Китаев, в которой татары построили сызнова только один город, по имени Омыл [Имиль]. Император построил здесь дом, в который мы приглашены были... Выехав оттуда, мы нашли некое море, не очень большое; это море имеет довольно много островков, и мы оставили его с левой стороны. Земля же изобилует многими реками... В этой земле живет Орду, старший над Бату; мало того, он древнее всех князей татарских.
XVIII. Выехав отсюда в канун дня, посвященного блаженному Петру (29 июня), мы попали в землю Найманов;
они язычники. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного. (И эти два народа не занимались земледелием, но, подобно татарам, жили в шатрах; татары также их уничтожили.) Через эту страну мы ехали много дней.
XIX. Затем мы въехали в страну монголов, именуемых нами татарами. Как мы полагаем, мы ехали через эту землю три недели быстрого пути, а в день блаженной Марии Магдалины (22 июля) приехали к Куйюку, нынешнему императору».
Определите, в каких годах совершено путешествие, описанное в тексте:
«Этих команов перебили татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство; однако весьма многие из бежавших возвращаются к ним.
XV. После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле, а также в Комании, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу; ...эти люди были язычники, и как команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов.
XVI. Из земли Кангитов въехали в землю Биссерминов (т. е. Хорезма). Эти люди говорили и доселе еще говорят команским языком, а закона держатся Сарацинского. В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений. В этой земле есть одна большая река, имя которой нам неизвестно; на ней стоит некий город, именуемый Янкинт (Janckint), другой по имени Бархин и третий, именуемый Орнас, и очень много иных, имена которых нам неизвестны ... с севера же прилегает к ней часть земли черных Китаев и Океан. Там пребывает Сыбан, брат Бату.
XVII. Затем мы въехали в землю черных Китаев, в которой татары построили сызнова только один город, по имени Омыл [Имиль]. Император построил здесь дом, в который мы приглашены были... Выехав оттуда, мы нашли некое море, не очень большое; это море имеет довольно много островков, и мы оставили его с левой стороны. Земля же изобилует многими реками... В этой земле живет Орду, старший над Бату; мало того, он древнее всех князей татарских.
XVIII. Выехав отсюда в канун дня, посвященного блаженному Петру (29 июня), мы попали в землю Найманов;
они язычники. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного. (И эти два народа не занимались земледелием, но, подобно татарам, жили в шатрах; татары также их уничтожили.) Через эту страну мы ехали много дней.
XIX. Затем мы въехали в страну монголов, именуемых нами татарами. Как мы полагаем, мы ехали через эту землю три недели быстрого пути, а в день блаженной Марии Магдалины (22 июля) приехали к Куйюку, нынешнему императору».
Через территории каких народов проходил путь путешественника?
«Этих команов перебили татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство; однако весьма многие из бежавших возвращаются к ним.
XV. После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле, а также в Комании, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу; ...эти люди были язычники, и как команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов.
XVI. Из земли Кангитов въехали в землю Биссерминов (т. е. Хорезма). Эти люди говорили и доселе еще говорят команским языком, а закона держатся Сарацинского. В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений. В этой земле есть одна большая река, имя которой нам неизвестно; на ней стоит некий город, именуемый Янкинт (Janckint), другой по имени Бархин и третий, именуемый Орнас, и очень много иных, имена которых нам неизвестны ... с севера же прилегает к ней часть земли черных Китаев и Океан. Там пребывает Сыбан, брат Бату.
XVII. Затем мы въехали в землю черных Китаев, в которой татары построили сызнова только один город, по имени Омыл [Имиль]. Император построил здесь дом, в который мы приглашены были... Выехав оттуда, мы нашли некое море, не очень большое; это море имеет довольно много островков, и мы оставили его с левой стороны. Земля же изобилует многими реками... В этой земле живет Орду, старший над Бату; мало того, он древнее всех князей татарских.
XVIII. Выехав отсюда в канун дня, посвященного блаженному Петру (29 июня), мы попали в землю Найманов;
они язычники. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного. (И эти два народа не занимались земледелием, но, подобно татарам, жили в шатрах; татары также их уничтожили.) Через эту страну мы ехали много дней.
XIX. Затем мы въехали в страну монголов, именуемых нами татарами. Как мы полагаем, мы ехали через эту землю три недели быстрого пути, а в день блаженной Марии Магдалины (22 июля) приехали к Куйюку, нынешнему императору».
Определите, откуда и куда проследовал путь путешественника, описанный в источнике:
«Этих команов перебили татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство; однако весьма многие из бежавших возвращаются к ним.
XV. После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле, а также в Комании, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу; ...эти люди были язычники, и как команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов.
XVI. Из земли Кангитов въехали в землю Биссерминов (т. е. Хорезма). Эти люди говорили и доселе еще говорят команским языком, а закона держатся Сарацинского. В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений. В этой земле есть одна большая река, имя которой нам неизвестно; на ней стоит некий город, именуемый Янкинт (Janckint), другой по имени Бархин и третий, именуемый Орнас, и очень много иных, имена которых нам неизвестны ... с севера же прилегает к ней часть земли черных Китаев и Океан. Там пребывает Сыбан, брат Бату.
XVII. Затем мы въехали в землю черных Китаев, в которой татары построили сызнова только один город, по имени Омыл [Имиль]. Император построил здесь дом, в который мы приглашены были... Выехав оттуда, мы нашли некое море, не очень большое; это море имеет довольно много островков, и мы оставили его с левой стороны. Земля же изобилует многими реками... В этой земле живет Орду, старший над Бату; мало того, он древнее всех князей татарских.
XVIII. Выехав отсюда в канун дня, посвященного блаженному Петру (29 июня), мы попали в землю Найманов;
они язычники. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного. (И эти два народа не занимались земледелием, но, подобно татарам, жили в шатрах; татары также их уничтожили.) Через эту страну мы ехали много дней.
XIX. Затем мы въехали в страну монголов, именуемых нами татарами. Как мы полагаем, мы ехали через эту землю три недели быстрого пути, а в день блаженной Марии Магдалины (22 июля) приехали к Куйюку, нынешнему императору».
Определите, через территории каких современных государств пролегал путь путешественника:
«Этих команов перебили татары. Некоторые даже убежали от их лица, а другие обращены ими в рабство; однако весьма многие из бежавших возвращаются к ним.
XV. После этого мы въехали в землю Кангитов, в которой в очень многих местах ощущается сильная скудость в воде, даже и население ее немногочисленно из-за недостатка в воде. Поэтому люди князя Русского, Ярослава, ехавшие к нему, в татарскую землю, в большом количестве умерли в этой пустыне. В этой земле, а также в Комании, мы нашли многочисленные головы и кости мертвых людей, лежащие на земле подобно навозу; ...эти люди были язычники, и как команы, так и кангиты, не обрабатывали земли, а питались только скотом; они не строили также домов, а помещались в шатрах. Их также истребили татары и живут в их земле, а те, кто остался, обращены ими в рабов.
XVI. Из земли Кангитов въехали в землю Биссерминов (т. е. Хорезма). Эти люди говорили и доселе еще говорят команским языком, а закона держатся Сарацинского. В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений. В этой земле есть одна большая река, имя которой нам неизвестно; на ней стоит некий город, именуемый Янкинт (Janckint), другой по имени Бархин и третий, именуемый Орнас, и очень много иных, имена которых нам неизвестны ... с севера же прилегает к ней часть земли черных Китаев и Океан. Там пребывает Сыбан, брат Бату.
XVII. Затем мы въехали в землю черных Китаев, в которой татары построили сызнова только один город, по имени Омыл [Имиль]. Император построил здесь дом, в который мы приглашены были... Выехав оттуда, мы нашли некое море, не очень большое; это море имеет довольно много островков, и мы оставили его с левой стороны. Земля же изобилует многими реками... В этой земле живет Орду, старший над Бату; мало того, он древнее всех князей татарских.
XVIII. Выехав отсюда в канун дня, посвященного блаженному Петру (29 июня), мы попали в землю Найманов;
они язычники. В день же апостолов Петра и Павла там выпал глубокий снег, и мы ощутили сильнейший холод. Эта земля чрезмерно гориста и холодна, а ровных мест там немного. (И эти два народа не занимались земледелием, но, подобно татарам, жили в шатрах; татары также их уничтожили.) Через эту страну мы ехали много дней.
XIX. Затем мы въехали в страну монголов, именуемых нами татарами. Как мы полагаем, мы ехали через эту землю три недели быстрого пути, а в день блаженной Марии Магдалины (22 июля) приехали к Куйюку, нынешнему императору».
Определите, какой регион Казахстана описан в параграфе XVI:
Источник №1
Причины завоевательных походов джунгар на территорию Казахстана. Территория Казахского ханства издавна привлекала к себе внимание джунгарских правителей. Завоевав Семиречье и Присырдарьинский район, они могли контролировать один из важных маршрутов торговых путей, связывавших Джунгарию с Российской империей, Сибирью, государствами Центральной Азий. Им открывалась прямая дорога в Афганистан, Иран и Закавказье. Захват Казахстана позволял получать дополнительные подати с покоренного населения. Завоевателей привлекли огромные пастбищные угодия и торговоремесленные центры Южного и Юго-Восточного Казахстана... .
Источник №2
В 1728 году в предгорьях Улытау, местности Карасиыр у р. Буланты, казахское ополчение одержала крупную победу в длительной борьбе с Джунгарским ханством. На стороне местных ополченцев выступили кыргызские и каракалпакские отряды. Общее численность объединенных сил составила около 60 тысяч человек. Место сражение навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Қалмақ қырылған». По приблизительным данным было уничтожено до 10 тысяч джунгарских войнов. Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа. Победа усилила стремление к дальнейшему объединению народа перед лицом грозной опасности. Это крупная победа стала залогом успеха в следующей — Аныракайской битве.
В источнике №1 речь идет о (об)
Источник №1
Причины завоевательных походов джунгар на территорию Казахстана. Территория Казахского ханства издавна привлекала к себе внимание джунгарских правителей. Завоевав Семиречье и Присырдарьинский район, они могли контролировать один из важных маршрутов торговых путей, связывавших Джунгарию с Российской империей, Сибирью, государствами Центральной Азий. Им открывалась прямая дорога в Афганистан, Иран и Закавказье. Захват Казахстана позволял получать дополнительные подати с покоренного населения. Завоевателей привлекли огромные пастбищные угодия и торговоремесленные центры Южного и Юго-Восточного Казахстана... .
Источник №2
В 1728 году в предгорьях Улытау, местности Карасиыр у р. Буланты, казахское ополчение одержала крупную победу в длительной борьбе с Джунгарским ханством. На стороне местных ополченцев выступили кыргызские и каракалпакские отряды. Общее численность объединенных сил составила около 60 тысяч человек. Место сражение навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Қалмақ қырылған». По приблизительным данным было уничтожено до 10 тысяч джунгарских войнов. Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа. Победа усилила стремление к дальнейшему объединению народа перед лицом грозной опасности. Это крупная победа стала залогом успеха в следующей — Аныракайской битве.
В источнике №2 на стороне местных ополченцев выступили отряды
Источник №1
Причины завоевательных походов джунгар на территорию Казахстана. Территория Казахского ханства издавна привлекала к себе внимание джунгарских правителей. Завоевав Семиречье и Присырдарьинский район, они могли контролировать один из важных маршрутов торговых путей, связывавших Джунгарию с Российской империей, Сибирью, государствами Центральной Азий. Им открывалась прямая дорога в Афганистан, Иран и Закавказье. Захват Казахстана позволял получать дополнительные подати с покоренного населения. Завоевателей привлекли огромные пастбищные угодия и торговоремесленные центры Южного и Юго-Восточного Казахстана... .
Источник №2
В 1728 году в предгорьях Улытау, местности Карасиыр у р. Буланты, казахское ополчение одержала крупную победу в длительной борьбе с Джунгарским ханством. На стороне местных ополченцев выступили кыргызские и каракалпакские отряды. Общее численность объединенных сил составила около 60 тысяч человек. Место сражение навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Қалмақ қырылған». По приблизительным данным было уничтожено до 10 тысяч джунгарских войнов. Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа. Победа усилила стремление к дальнейшему объединению народа перед лицом грозной опасности. Это крупная победа стала залогом успеха в следующей — Аныракайской битве.
Проанализировав контекст, определите битву, которая считается коренным переломом в казахско-джунгарской войне
Источник №1
Причины завоевательных походов джунгар на территорию Казахстана. Территория Казахского ханства издавна привлекала к себе внимание джунгарских правителей. Завоевав Семиречье и Присырдарьинский район, они могли контролировать один из важных маршрутов торговых путей, связывавших Джунгарию с Российской империей, Сибирью, государствами Центральной Азий. Им открывалась прямая дорога в Афганистан, Иран и Закавказье. Захват Казахстана позволял получать дополнительные подати с покоренного населения. Завоевателей привлекли огромные пастбищные угодия и торговоремесленные центры Южного и Юго-Восточного Казахстана... .
Источник №2
В 1728 году в предгорьях Улытау, местности Карасиыр у р. Буланты, казахское ополчение одержала крупную победу в длительной борьбе с Джунгарским ханством. На стороне местных ополченцев выступили кыргызские и каракалпакские отряды. Общее численность объединенных сил составила около 60 тысяч человек. Место сражение навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Қалмақ қырылған». По приблизительным данным было уничтожено до 10 тысяч джунгарских войнов. Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа. Победа усилила стремление к дальнейшему объединению народа перед лицом грозной опасности. Это крупная победа стала залогом успеха в следующей — Аныракайской битве.
Проанализировав контекст, определите сходство в производящей экономике джунгар и казахов
Источник №1
Причины завоевательных походов джунгар на территорию Казахстана. Территория Казахского ханства издавна привлекала к себе внимание джунгарских правителей. Завоевав Семиречье и Присырдарьинский район, они могли контролировать один из важных маршрутов торговых путей, связывавших Джунгарию с Российской империей, Сибирью, государствами Центральной Азий. Им открывалась прямая дорога в Афганистан, Иран и Закавказье. Захват Казахстана позволял получать дополнительные подати с покоренного населения. Завоевателей привлекли огромные пастбищные угодия и торговоремесленные центры Южного и Юго-Восточного Казахстана... .
Источник №2
В 1728 году в предгорьях Улытау, местности Карасиыр у р. Буланты, казахское ополчение одержала крупную победу в длительной борьбе с Джунгарским ханством. На стороне местных ополченцев выступили кыргызские и каракалпакские отряды. Общее численность объединенных сил составила около 60 тысяч человек. Место сражение навечно сохранилось в народной памяти и получило историческое название «Қалмақ қырылған». По приблизительным данным было уничтожено до 10 тысяч джунгарских войнов. Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа. Победа усилила стремление к дальнейшему объединению народа перед лицом грозной опасности. Это крупная победа стала залогом успеха в следующей — Аныракайской битве.
Используя источники и знания по истории, выберите в приведенном списке верные суждения.
I. В XVIII веке предгорьях Улытау, местности Карасиыр у р. Буланты, казахское ополчение одержала крупную победу в длительной борьбе с Джунгарским ханством.
II. Захват Казахстана позволял получать дополнительные подати с узбекского населения, также привлекли огромные пастбищные угодия и торгово-ремесленные центры Южного и Восточного Казахстана.
III. Неоценимое значение победы на р. Буланты состояло в том, что заметно укрепился моральный дух народа и победа усилила стремление к дальнейшему объединению народа перед лицом грозной опасности.
IV. На стороне местных ополченцев выступили джунгарские и русские отряды, общее численность объединенных сил составила около 600 тысяч человек.