Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 5023
1.  
i

Mногие пле­ме­на, на­се­ляв­шие Ка­зах­стан, от­кры­ли и ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли же­ле­зо к:

1) III в. до н.э.
2) VIII в. до н.э.
3) V в. до н.э.
4) VII в. до н.э.
2.  
i

Oбычай вза­и­мо­по­мо­щи степ­ня­ков через ор­га­ни­за­цию без­воз­мезд­но­го кол­лек­тив­но­го труда

1) журт­шы­лык
2) жылу
3) асар
4) конак-асы
3.  
i

Pаз­ви­тию ис­то­ри­че­ской науки Ка­зах­ста­на спо­соб­ство­вал автор книги «Ис­то­рия Ка­зах­ста­на с древ­ней­ших вре­мен до наших дней» (1935 г.)

1) С. Асфен­ди­я­ров
2) Х. Болган­ба­ев
3) С. Са­д­ва­ка­сов
4) А. Са­мой­ло­вич
4.  
i

Oпре­де­ли­те пра­виль­ную хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность прав­ле­ния ханов Ка­зах­ско­го хан­ства:

1. Тауке хан, 2. Касым хан; 3. Хак­на­зар хан; 4. Та­у­е­кель хан.

1) 4,1,2,3
2) 2,3,4,1
3) 1,2,3,4
4) 3,2,1,4
5.  
i

Город Ку­ста­най был ос­но­ван в:

1) 1899 г.
2) 1869 г.
3) 1779 г.
4) 1879 г.
6.  
i

Важ­ный вклад в изу­че­ние эпохи брон­зы на тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на внес уче­ный:

1) Е. Ис­ма­и­лов
2) Б. Су­лей­ме­нов
3) А. Мар­гу­лан
4) М. Ауэ­зов
7.  
i

Батыр, отряд ко­то­ро­го в 1845 г. на­го­ло­ву раз­бил хи­вин­ский отряд чис­лен­но­стью 2000 че­ло­век:

1) Жан­ко­жа Нур­му­ха­ме­ду­лы
2) Ис­а­тай Тай­ма­ну­лы
3) Сырым Да­ту­лы
4) Иман Ду­ла­ту­лы
8.  
i

Х съезд РКП(б) 20 марта 1921 года опре­де­лил курс на:

1) Кол­лек­ти­ви­за­цию
2) Новую эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку
3) Во­ен­ный ком­му­низм
4) Граж­дан­скую войну
9.  
i

Одна из при­чин по­ра­же­ния вос­ста­ния 1916 г.:

1) лик­ви­да­ция хан­ской вла­сти
2) от­сут­ствие связи между ре­ги­о­на­ми
3) на­ли­чие соб­ствен­ных ор­га­нов вла­сти
4) со­зда­ние ре­гу­ляр­ных от­ря­дов
10.  
i

Пер­вый Все­мир­ный ку­рул­тай ка­за­хов про­шел:

1) В но­яб­ре-де­каб­ре 1993 г.
2) В сен­тяб­ре-ок­тяб­ре 1992 г.
3) В ап­ре­ле-мае 1995 г.
4) В марте-ап­ре­ле 1994 г.
11.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те ав­то­ра ис­точ­ни­ка:

1) У. Ку­хи­ста­ни
2) М. Ду­ла­ти
3) К. Жа­ла­и­ри
4) М. Ка­ш­га­ри
12.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те на­зва­ние ис­точ­ни­ка:

1) «Та­ри­хи-Абул­ха­ир хани»
2) «Хро­ни­ка»
3) «Ди­у­а­ни лугат ат-турк»
4) «Тарих-и Ра­ши­ди»
13.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те, в каком году на­ча­лась пе­ре­ко­чев­ка сул­та­нов-джу­чи­дов из Уз­бек­ско­го улуса:

1) 1431 г.
2) 1446 г.
3) 1456 г.
4) 1465 г.
14.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те, куда от­ко­че­ва­ли около двух­сот тысяч че­ло­век из Уз­бек­ско­го улуса (в):

1) Ма­ве­ран­на­хр
2) Во­сточ­ный Тур­ке­стан
3) Са­ры­ар­ку
4) Ман­гы­стау
15.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те, в какой части сво­е­го го­су­дар­ства хан Мо­гу­ли­ста­на вы­де­лил земли для двух­сот тысяч че­ло­век из Уз­бек­ско­го улуса (в):

1) Во­сточ­ной
2) Цен­траль­ной
3) Се­вер­ной
4) За­пад­ной
16.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Автор пись­мен­но­го ис­точ­ни­ка:

1) Стра­бон
2) Пом­пей Трог
3) Ге­род­от
4) По­ли­эн
17.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Со­вре­мен­ное на­зва­ние реки Аракс:

1) Урал
2) Мур­габ
3) Шар­да­ра
4) Аму­да­рия
18.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Как мас­са­ге­тов на­зы­ва­ли пер­сид­ские ис­точ­ни­ки

1) Саки-па­ра­да­райа
2) Саки-ха­о­ма­вар­га
3) Саки-тиг­ра­ха­уда
4) Саки-ис­се­до­ны
19.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Ос­нов­ной вид де­я­тель­но­сти мас­са­ге­тов:

1) Мо­тыж­ное зем­ле­де­лие
2) Ры­бо­лов­ство
3) Тор­гов­ля
4) Ко­че­вое ско­то­вод­ство
20.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Опре­де­ли­те, что не было ха­рак­тер­ным для мас­са­ге­тов:

1) Вы­со­ко­го уров­ня до­стиг­ла ме­тал­лур­гия
2) Саки были ис­кус­ны в во­ен­ном ре­мес­ле
3) Ко­че­вые саки по­кло­ня­лись бо­же­ствам солн­ца и войны
4) Сак­ские юве­ли­ры пла­ви­ли же­ле­зо и се­реб­ро и за­ли­ва­ли их в формы