Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 4864
1.  
i

Mногие пле­ме­на, на­се­ляв­шие Ка­зах­стан, от­кры­ли и ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ли же­ле­зо к:

1) III в. до н.э.
2) VIII в. до н.э.
3) V в. до н.э.
4) VII в. до н.э.
2.  
i

Oбычай вза­и­мо­по­мо­щи степ­ня­ков через ор­га­ни­за­цию без­воз­мезд­но­го кол­лек­тив­но­го труда

1) журт­шы­лык
2) жылу
3) асар
4) конак-асы
3.  
i

Пра­ви­те­ли За­пад­но­тюрк­ско­го ка­га­на­та:

1) Кул­те­гин, То­нью­кок
2) Мукан, Иш­те­ми
3) Ушлик, Сулу
4) Шегу, Тон
4.  
i

Сак­ский кур­ган, со­ору­жен­ный в V-IV вв. до н. э.:

1) Арал­то­бе
2) Бай­ге­то­бе
3) Дан­ды­бай
4) Бес­ша­тыр
5.  
i

Oпре­де­ли­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий в Ка­зах­ском хан­стве: 1) Ор­бу­лак­ское сра­же­ние; 2) Свод за­ко­нов хана Ка­сы­ма; 3) Ка­та­ган­ское по­бо­и­ще; 4) Об­ра­зо­ва­ние Ка­зах­ско­го хан­ства.

1) 4, 2, 3, 1
2) 1, 4, 2, 3
3) 2, 3, 1, 4
4) 3, 1, 4, 2
6.  
i

Важ­ный вклад в изу­че­ние эпохи брон­зы на тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на внес уче­ный:

1) Е. Ис­ма­и­лов
2) Б. Су­лей­ме­нов
3) А. Мар­гу­лан
4) М. Ауэ­зов
7.  
i

Пер­вый ка­зах­ский кос­мо­навт Т. Ауба­ки­ров по­ле­тел в кос­мос в

1) 1988 г.
2) 2011 г.
3) 1991 г.
4) 1961 г.
8.  
i

По­то­мок хана Абы­лая, Ке­не­са­ры Ка­сы­му­лы ру­ко­во­дил на­ци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ным дви­же­ни­ем в:

1) 1836-1838 гг.
2) 1824-1825 гг.
3) 1837-1847 гг.
4) 1822-1825 гг.
9.  
i

Пе­ре­вод пред­при­я­тий во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са на про­из­вод­ство то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния

1) де­пор­та­ция
2) ре­па­ра­ция
3) кон­вер­сия
4) ка­пи­ту­ля­ция
10.  
i

Си­бир­ский ка­дет­ский кор­пус, где учил­ся Шокан Уа­ли­ха­нов, на­хо­дил­ся в го­ро­де

1) Ураль­ске
2) Омске
3) Орен­бур­ге
4) Том­ске
11.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Автор ис­точ­ни­ка:

1) Гар­де­зи
2) Жа­ла­и­ри
3) Ку­хи­ста­ни
4) Кар­пи­ни
12.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Стра­на, о ко­то­рой рас­ска­зы­ва­ет автор в ис­точ­ни­ке:

1) Тюрк­ский ка­га­нат
2) Ка­зах­ское хан­ство
3) Улус Ча­га­тая
4) Мон­голь­ская им­пе­рия
13.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Какие све­де­ния об ис­то­рии стра­ны не опи­са­ны в тек­сте?

1) гео­гра­фи­че­ское рас­по­ло­же­ние
2) ре­ли­ги­оз­ные ве­ро­ва­ния
3) до­сти­же­ния в ис­кус­стве
4) осо­бен­но­сти хо­зяй­ства
14.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Опре­де­ли­те, о какой осо­бен­но­сти об­ще­ства со­об­ща­ет­ся в 5 аб­за­це ис­точ­ни­ка:

1) о со­ци­аль­ном не­ра­вен­стве
2) о му­суль­ман­ских тра­ди­ци­ях по­гре­бе­ния
3) о не­ве­рии в по­ту­сто­рон­нюю жизнь
4) о куль­те бо­жеств в виде жи­вот­ных
15.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Опре­де­ли­те, что вли­я­ло на со­блю­де­ние та­та­ра­ми хо­ро­ших нра­вов в об­ще­стве:

1) ре­ли­ги­оз­ность
2) на­ли­чие тюрем
3) стро­гость за­ко­нов
4) ми­ро­лю­би­вость нра­вов
16.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Bозник­но­ве­ние изоб­ра­жен­но­го на кар­ти­не му­зы­каль­но­го ин­стру­мен­та, по ле­ген­де свя­за­но с име­нем Кор­кы­та:

1) дом­б­ра
2) сы­быз­гы
3) кар­най
4) кобыз
17.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Cостя­за­ние пев­цов-им­про­ви­за­то­ров:

1) айтыс
2) ак суйек
3) кыз куу
4) ку­рул­тай
18.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Кюй Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­и­улы «Киш­кен­тай» по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния:

1) И. Тай­ма­но­ву
2) Е. Пу­га­че­ву
3) Ж. Тлен­ши­е­ву
4) С. Да­ту­лы
19.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Опре­де­ли­те вер­ные ар­гу­мен­ты:

I. Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата;

II. 1855 г. Кур­ман­га­зы при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол

III. Тат­тим­бет один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в.

IV. Кюй «Киш­кен­тай» пер­вый кюй Тат­тим­бе­та Ка­зан­га­пу­лы

1) III, IV
2) I, II
3) II, V
4) I, III
20.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жизни де­я­те­лей куль­ту­ры:

1. Кор­кыт ата; 2. Кур­ман­га­зы Са­гыр­бай­у­лы; 3. Тат­тим­бет Ка­зан­га­пу­лы

1) 1, 2, 3
2) 1, 3, 2
3) 2, 3, 1
4) 3, 2, 1