Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 4761
1.  
i

Oсу­ществ­лял ру­ко­во­дя­щие пол­но­мо­чия, решал споры между ро­да­ми и пле­ме­на­ми в сак­ском об­ще­стве:

1) князь
2) ак­са­кал
3) жрец
4) вождь
2.  
i

Aвтор кюев «Са­ры­арқа», «Кішкен­тай»

1) Ак­жи­гит Ко­рам­са­у­лы
2) Кур­ман­га­зы Са­гыр­бай­у­лы
3) Бир­жан сал Ко­жа­гу­лу­лы
4) Жаяу Муса Бай­жа­ну­лы
3.  
i

«…много книг, на­пи­сан­ных на араб­ском и та­джик­ском языке, а эта — един­ствен­ный и пер­вый сбор­ник муд­ро­стей на род­ном языке» писал уче­ный о своей книге:

1) Ю. Ба­ла­са­гу­ни
2) аль-Фа­ра­би
3) Х.А. Йа­са­уи
4) М. Ка­ш­га­ри
4.  
i

Oбычай жұрт­шы­лық пред­по­ла­гал, что

1) од­но­род­цы по­мо­га­ли со­пле­мен­ни­ку в воз­ра­ще­нии долга
2) со­пле­мен­ни­ки сов­мест­но стро­и­ли зим­ние жи­ли­ща
3) со­пле­мен­ни­ки со­би­ра­ли ма­те­ри­аль­ную по­мощь для по­го­рель­цев
4) од­но­род­цы от­ка­зыв­лись и про­го­ня­ли про­ви­нив­ше­го­ся со­пле­мен­ни­ка
5.  
i

Город Ку­ста­най был ос­но­ван в:

1) 1899 г.
2) 1869 г.
3) 1779 г.
4) 1879 г.
6.  
i

B на­ча­ле 1960-х годов на тер­ри­то­рию Ка­зах­ста­на при­бы­ло около 2 мил­ли­о­нов че­ло­век в связи с

1) об­ра­зо­ва­ни­ем СССР
2) с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей
3) эва­ку­а­ци­ей пред­при­я­тий
4) осво­е­ни­ем це­ли­ны
7.  
i

Осо­бый отряд мет­ких стрел­ков в армии Ке­не­са­ры Ка­сы­му­лы воз­глав­лял:

1) жуз­ба­сы
2) мер­ген­ба­сы
3) рот­мистр
4) мын­ба­сы
8.  
i

Пер­вая сто­ли­ца Ка­зах­ской АССР:

1) Орен­бург
2) Гу­рьев
3) Уральск
4) Томск
9.  
i

Про­ект про­грам­мы пар­тии «Алаш» был опуб­ли­ко­ван в га­зе­те «Казах»:

1) 21 фев­ра­ля 1921 г.
2) 21 но­яб­ря 1917 г.
3) 24 ок­тяб­ря 1919 г.
4) 21 фев­ра­ля 1920 г.
10.  
i

Чин, ко­то­рый Ш. Уа­ли­ха­нов по­лу­чил после окон­ча­ния Си­бир­ско­го ка­дет­ско­го кор­пу­са:

1) Хо­рун­же­го
2) По­ру­чи­ка
3) Кор­не­та
4) Ка­пи­та­на
11.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Автор ис­точ­ни­ка:

1) Гар­де­зи
2) Жа­ла­и­ри
3) Ку­хи­ста­ни
4) Кар­пи­ни
12.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Стра­на, о ко­то­рой рас­ска­зы­ва­ет автор в ис­точ­ни­ке:

1) Тюрк­ский ка­га­нат
2) Ка­зах­ское хан­ство
3) Улус Ча­га­тая
4) Мон­голь­ская им­пе­рия
13.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Какие све­де­ния об ис­то­рии стра­ны не опи­са­ны в тек­сте?

1) гео­гра­фи­че­ское рас­по­ло­же­ние
2) ре­ли­ги­оз­ные ве­ро­ва­ния
3) до­сти­же­ния в ис­кус­стве
4) осо­бен­но­сти хо­зяй­ства
14.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Опре­де­ли­те, о какой осо­бен­но­сти об­ще­ства со­об­ща­ет­ся в 5 аб­за­це ис­точ­ни­ка:

1) о со­ци­аль­ном не­ра­вен­стве
2) о му­суль­ман­ских тра­ди­ци­ях по­гре­бе­ния
3) о не­ве­рии в по­ту­сто­рон­нюю жизнь
4) о куль­те бо­жеств в виде жи­вот­ных
15.  
i

(1) «Итак, вы­ше­на­зван­ная земля рас­по­ло­же­на в той части во­сто­ка, в ко­то­рой, как мы по­ла­га­ем, во­сток со­еди­ня­ет­ся с се­ве­ром. К во­сто­ку же от них рас­по­ло­же­на земля Ки­тай­цев, а также Со­лан­гов, к югу земля Сар­ра­ци­нов, к юго-за­па­ду рас­по­ло­же­на земля Гу­и­ров, за­па­да об­ласть Най­ма­нов, с се­ве­ра земля Татар окру­же­на морем, оке­а­ном.

(2) Они очень бо­га­ты ско­том: вер­блю­да­ми, бы­ка­ми, ов­ца­ми, ко­за­ми и ло­ша­дь­ми. Вьюч­но­го скота у них такое огром­ное ко­ли­че­ство, ка­ко­го, по на­ше­му мне­нию, нет и в целом мире; сви­ней и иных жи­вот­ных нет вовсе.

(3) Все то, что же­ла­ют де­лать но­во­го, они на­чи­на­ют в на­ча­ле луны или в пол­но­лу­ние, от­ку­да име­ну­ют ее ве­ли­ким им­пе­ра­то­ром, пре­кло­ня­ют перед ней ко­ле­на и мо­лят­ся. Солн­це они на­зы­ва­ют также ма­те­рью луны, по­то­му что она по­лу­ча­ет свет от него».

(4) «умер­ше­го знат­но­го че­ло­ве­ка хо­ро­нят тайно в поле, где им будет угод­но, хо­ро­нят же его с его став­кой, имен­но си­дя­ще­го по­се­ре­ди­не нее, и перед ним ста­вят стол и ко­ры­то, пол­ное мяса, и чашу с ко­бы­льим мо­ло­ком, и вме­сте с ним хо­ро­нят ко­бы­лу с же­ре­бен­ком и коня с уз­деч­кой и сед­лом...

(5) Иной также спо­соб су­ще­ству­ет для по­гре­бе­ния не­ко­то­рых знат­ных лиц. Они идут тай­ком в поле, уда­ля­ют там траву с кор­нем и роют боль­шую яму, с боку ко­то­рой де­ла­ют дру­гую яму под землю... Мерт­во­го же кла­дут в яму, ко­то­рая сде­ла­на сбоку, вме­сте с теми ве­ща­ми, о ко­то­рых ска­за­но выше, затем за­ры­ва­ют яму, ко­то­рая на­хо­дит­ся перед его ямой, и свер­ху кла­дут траву... с той целью, чтобы впредь нель­зя было найти это место. В их земле су­ще­ству­ют два клад­би­ща. Одно — на ко­то­ром хо­ро­нят им­пе­ра­то­ров, кня­зей и всех вель­мож, и, где бы они ни умер­ли, их пе­ре­но­сят туда, если это можно удоб­но сде­лать, а вме­сте с ними хо­ро­нят много зо­ло­та и се­реб­ра. Дру­гое — то, на ко­то­ром по­хо­ро­не­ны те, кто был убит в Вен­грии.

(6) От­ме­че­ны сле­ду­ю­щие хо­ро­шие нравы татар: они более по­ви­ну­ют­ся своим вла­ды­кам, более всех ува­жа­ют их и почти ни­ко­гда не лгут им. Сло­во­пре­ния между ними бы­ва­ют редко или ни­ко­гда, драки же ни­ко­гда, войн, ссор, ран че­ло­ве­ко­убий­ства между ними не бы­ва­ет ни­ко­гда. Раз­бой­ни­ков и воров между ними нет, по­это­му став­ки и по­воз­ки их, в ко­то­рых хра­нят свое иму­ще­ство, не за­пи­ра­ют ни зам­ка­ми, ни за­движ­ка­ми».

Опре­де­ли­те, что вли­я­ло на со­блю­де­ние та­та­ра­ми хо­ро­ших нра­вов в об­ще­стве:

1) ре­ли­ги­оз­ность
2) на­ли­чие тюрем
3) стро­гость за­ко­нов
4) ми­ро­лю­би­вость нра­вов
16.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Экс­пе­ди­ция П. С. Пал­ла­са в Орен­бург­скую гу­бер­нию со­сто­я­лась в:

1) 1760-1782 гг.
2) 1722-1735 гг.
3) 1768-1774 гг.
4) 1735-1745 гг.
17.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Автор труда «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии»:

1) П. С. Пал­лас
2) Ш. Уа­ли­ха­нов
3) Г. Н. По­та­нин
4) П. Се­ме­но­ва-Тянь-Шан­ский
18.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ав­то­ра­ми и их тру­да­ми:

1. П. И. Рыч­ков; 2. И. Г. Ан­дре­ев; 3. П. С. Пал­лас

А. «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рий»;

Б. «Ис­то­рия Орен­бург­ская»; В. «Опи­са­ние сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков»

1) 1-А; 2-Б; 3-В
2) 1-А; 2-В; 3-Б
3) 1-Б; 2-А; 3-В
4) 1-Б; 2-В; 3-А
19.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Уста­но­ви­те пра­виль­ное со­от­вет­ствие:

1. И. Г. Ан­дре­ев; 2. П. С. Пал­лас; 3. П. И. Рыч­ков

A. Оста­вил све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах сред­не­го жуза;

Б. За свой труды за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бур­ско­го края;

B. Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да, особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков

1) 1-А, 2-Б, 3-В
2) 1-Б, 2-В, 3-А
3) 1-А, 2-В, 3-Б
4) 1-В, 2-Б, 3-А
20.  
i

Мно­гие рос­сий­ские ис­сле­до­ва­те­ли со­зда­ли свои фун­да­мен­таль­ные труды на ос­но­ве ма­те­ри­а­лов ка­зах­ско­го фольк­ло­ра, ге­не­а­ло­гии и эт­но­гра­фии. В 1768-1774 гг. одну из экс­пе­ди­ций в Ка­зах­стан воз­гла­вил ака­де­мик, есте­ство­ис­пы­та­тель П. С. Пал­лас. Марш­рут экс­пе­ди­ции про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на. Ре­зуль­та­том этой ра­бо­ты стал труд Пал­ла­са «Пу­те­ше­ствие по раз­ным про­вин­ци­ям Рос­сий­ской им­пе­рии» в трех ча­стях (СПб., 1773). Дан­ная ра­бо­та со­дер­жит цен­ные ма­те­ри­а­лы об ис­то­рии и эт­но­гра­фии ка­зах­ско­го на­ро­да. Так, рос­сий­ский учен­ный особо от­ме­чал за­жи­точ­ность степ­ня­ков: «они все за­жи­точ­ные, и скота имеют до­воль­но».

Ин­те­рес­ные ис­сле­до­ва­ния по изу­че­нию при­род­ных бо­гатств Млад­ше­го жуза оста­вил и член-кор­ре­спон­дент Ака­де­мии наук Рос­сии П. И. Рыч­ков. Мно­го­чис­лен­ны­ми и фун­да­мен­таль­ны­ми тру­да­ми он по праву за­слу­жил славу «Ко­лум­ба» Орен­бург­ско­го края, к ко­то­ро­му от­но­си­лись тогда земли Млад­ше­го жуза. Им под­го­тов­ле­ны такие труды, как «Ис­то­рия Орен­бург­ская» и «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­нии». Он опи­сы­вал на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со Сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью. С целью изу­че­ния ис­то­рии мест­ных на­ро­дов вы­ез­жав­шим из Орен­бур­га в Бу­ха­ру куп­цам он за­ка­зы­вал книги.

В конце XVIII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева «Опи­са­ние Сред­ней орды кир­гиз-кай­са­ков». В этой книге он оста­вил по­дроб­ные све­де­ния об ис­то­рии и гра­ни­цах Сред­не­го жуза, опи­са­ние обы­ча­ев и об­ря­дов степ­ня­ков, а также о пе­ре­хо­дах ка­за­хов со ско­том в зим­нее время на пра­во­бе­ре­жье Ир­ты­ша.

По­яв­ля­ет­ся целая пле­я­да об­ра­зо­ван­ных ка­за­хов, ко­то­рые ак­тив­но изу­ча­ют ис­то­рию и эт­но­гра­фию род­но­го края.

Bыбе­ри­те пра­виль­ные утвер­жде­ния об ис­сле­до­ва­нии Ка­зах­ста­на в XVIII – на­ча­ле XX века:

I. Марш­рут экс­пе­ди­ций П. С. Пал­ла­са про­хо­дил через земли Се­ве­ро-За­пад­но­го, Се­вер­но­го и Се­ве­ро-Во­сточ­но­го Ка­зах­ста­на.

II. В конце XVII в. вышел труд рус­ско­го офи­це­ра И. Г. Ан­дре­ева.

III. П. И. Рыч­ков по­дроб­но опи­сы­ва­ет на­ла­жи­ва­ние тор­го­вых кон­так­тов со сред­ней Азией и Ка­зах­ской сте­пью.

IV. П. С. Пал­лас автор труда «То­по­гра­фия или опи­са­ние Орен­бург­ской гу­бер­ний»

1) I, III
2) II, III
3) II, IV
4) I, II