Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 4757
1.  
i

Сред­не­ка­мен­ный век охва­ты­ва­ет пе­ри­од:

1) 140-40 тыс. лет до н. э.
2) 12-5 тыс. до н. э.
3) 800-140 тыс. лет до н. э.
4) 40-30 тыс. лет до н. э.
2.  
i

Па­мят­ник сар­мат­ско­го пе­ри­о­да:

1) Бе­рель
2) Ши­лик­ты
3) Бес­ша­тыр
4) Арал­то­бе
3.  
i

Ум­бе­тей-жырау по­свя­тил песню-плач:

1) Ка­бан­баю
2) Бо­ген­баю
3) Уали
4) Жан­ги­ру
4.  
i

Hаци­о­наль­ные идеи дви­же­ния «Алаш» были за­ло­же­ны в

1) «Об­ра­ще­нии к му­суль­ма­нам Во­сто­ка»
2) «Кар­ка­ра­лин­ской пе­ти­ции»
3) «Пись­ме пяти»
4) «Де­кла­ра­ции прав тру­дя­щих­ся»
5.  
i

Oбра­зо­ва­ние Тюрк­ско­го ка­га­на­та про­изо­шло после рас­па­да го­су­дар­ства

1) мам­лю­ков
2) огу­зов
3) кар­лу­ков
4) гун­нов
6.  
i

Пе­тер­бург­ский до­го­вор 1881 г. для жи­те­лей Илий­ско­го края преду­смат­ри­вал:

1) Выбор ки­тай­ско­го или рос­сий­ско­го под­дан­ства
2) Предо­став­ле­ние права на бес­по­шлин­ную тор­гов­лю в крае
3) предо­став­ле­ние на­ло­го­вых льгот ско­то­во­дам
4) вве­де­ние за­пре­та на пе­ре­ко­чев­ку дру­гие края
7.  
i

Oтмена хан­ской вла­сти в Сред­нем жузе про­изо­шла после при­ня­тия

1) «Вре­мен­но­го по­ло­же­ния в кир­гиз­ской степи»
2) Ре­фор­мы Игель­стро­ма
3) «Уста­ва о си­бир­ских кир­ги­зах»
4) «Вре­мен­но­го по­ло­же­ния об управ­ле­нии си­бир­ски­ми об­ла­стя­ми»
8.  
i

Х съезд РКП(б) 20 марта 1921 года опре­де­лил курс на:

1) Кол­лек­ти­ви­за­цию
2) Новую эко­но­ми­че­скую по­ли­ти­ку
3) Во­ен­ный ком­му­низм
4) Граж­дан­скую войну
9.  
i

Пе­ре­вод пред­при­я­тий во­ен­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са на про­из­вод­ство то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния

1) де­пор­та­ция
2) ре­па­ра­ция
3) кон­вер­сия
4) ка­пи­ту­ля­ция
10.  
i

Kазах­стан стал пол­но­прав­ным чле­ном ООН:

1) В марте 1994 г.
2) В марте 1990 г.
3) В марте 1991 г.
4) В марте 1992 г.
11.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те ав­то­ра ис­точ­ни­ка:

1) У. Ку­хи­ста­ни
2) М. Ду­ла­ти
3) К. Жа­ла­и­ри
4) М. Ка­ш­га­ри
12.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те на­зва­ние ис­точ­ни­ка:

1) «Та­ри­хи-Абул­ха­ир хани»
2) «Хро­ни­ка»
3) «Ди­у­а­ни лугат ат-турк»
4) «Тарих-и Ра­ши­ди»
13.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те, в каком году на­ча­лась пе­ре­ко­чев­ка сул­та­нов-джу­чи­дов из Уз­бек­ско­го улуса:

1) 1431 г.
2) 1446 г.
3) 1456 г.
4) 1465 г.
14.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те, куда от­ко­че­ва­ли около двух­сот тысяч че­ло­век из Уз­бек­ско­го улуса (в):

1) Ма­ве­ран­на­хр
2) Во­сточ­ный Тур­ке­стан
3) Са­ры­ар­ку
4) Ман­гы­стау
15.  
i

«...В это время (около 860 г.) Абул-Хаир-хан вла­ды­че­ство­вал в Дашти-Кип­ча­ке; не­ко­то­рые сул­та­ны из рода Джу­чи­е­ва, опа­са­ясь с его сто­ро­ны беды для себя, ре­ши­ли за­ра­нее предот­вра­тить ее. С этой целью не­сколь­ко сул­та­нов, Гирей-хан, Джа­ни­бек-сул­тан и дру­гие с не­боль­шою тол­пою людей... бе­жа­ли от Абул-хаир-хана в Мо­го­ли­стан. Стра­ною этою пра­вил тогда Иса-Буга-хан. Иса-Буга-хан при­нял бег­ле­цов хо­ро­шо и отвел им край Джу и Козы-баши... Там они за­жи­ли спо­кой­но. После смер­ти Абул-Хаир-хана улус Уз­бек­ский при­шел в рас­строй­ство; на­ча­лись в нем боль­шие не­уря­ди­цы. Тогда мно­же­ство на­ро­да от­ко­че­ва­ло к Гирей-хану и Джа­ни­бек-хану, так что число со­брав­ших­ся около них людей воз­рос­ло вско­ре до двух­сот тысяч; звать их стали уз­бе­ка­ми-ка­за­ха­ми. Так как спер­ва они сами, а потом и боль­шая часть со­брав­ших­ся около них людей были бег­ле­цы, ушед­шие от своих и одно время ски­тав­ши­е­ся без при­ю­та, то их и про­зва­ли ка­за­ха­ми, имя это за ними оста­лось. Эпо­хой, с ко­то­рой на­ча­лась соб­ствен­но власть сул­та­нов ка­зах­ских, на­доб­но счи­тать год 870; впро­чем бог лучше знает. Затем, в про­дол­же­ние вре­ме­ни до 940 года... ка­за­хи вла­ды­че­ство­ва­ли в боль­шой части Уз­бе­ки­ста­на. После Гирей-хана власть хан­ская пе­ре­ш­ла к сыну его Бу­рун­дук-хану. Потом ханом был сын Джа­ни­бек-хана Касим. По при­ме­ру отца он (Касым-хан) был сна­ча­ла во всем по­слу­шен и по­ко­рен Бу­рун­дук-хану. Кроме Бу­рун­ду­ка у Гирей-хана было еще много дру­гих сы­но­вей. Точно также и Джа­ни­бек-хан имел детей, кроме Ка­си­ма. В том числе был Адик-сул­тан, за него вы­да­ли чет­вер­тую дочь Юнус-хана, Сул­тан-Нигар-ха­ны­му по смер­ти (пер­во­го мужа ее), мирзы Сул­тан-Ма­хму­да, сына Сул­тан-Абу-Саид-мирзы.

При па­де­нии Таш­кен­та (в 908 г.), когда Сул­тан Ма­хмуд-хан и Сул­тан Ахмед-хан, сы­но­вья Юну­со­вы, были взяты в плен Шей­ба­ни-ханом, Адик-сул­тан бежал от Ша­ги­бек-хана и ушел к ка­за­хам; за ним по­сле­до­ва­ла и Сул­тан-Нигар-ханым. Адик-сул­тан около этого са­мо­го вре­ме­ни скон­чал­ся, тогда ха­ны­му взял за себя Касим-хан. После Адик-сул­та­на Касим-хан до того уси­лил­ся, что за Бу­рун­дук-ханом оста­лось одно хан­ское имя. Под конец Бу­рун­дук-хана из­гна­ли; он уда­лил­ся в Са­мар­канд и умер на чуж­би­не».

Опре­де­ли­те, в какой части сво­е­го го­су­дар­ства хан Мо­гу­ли­ста­на вы­де­лил земли для двух­сот тысяч че­ло­век из Уз­бек­ско­го улуса (в):

1) Во­сточ­ной
2) Цен­траль­ной
3) Се­вер­ной
4) За­пад­ной
16.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уче­ный-эн­цик­ло­пе­дист сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1) М. Х. Ду­ла­ти
2) аль-Фа­ра­би
3) ал-Ид­ри­си
4) М. Ка­ш­га­ри
17.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Cред­не­ве­ко­вое про­из­ве­де­ние, со­дер­жа­щее важ­ней­шие све­де­ния об об­ра­зо­ва­нии Ка­зах­ско­го хан­ства:

1) «Сло­варь тюрк­ских на­ре­чий»
2) «Тарих-и-Ра­ши­ди»
3) «Дар ис­ти­ны»
4) «Джами ат-та­ва­рих»
18.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уста­но­ви­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жиз­не­де­я­тель­но­сти уче­ных сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на:

1. Абул­га­зи Ба­хадур; 2. Аль-Фа­ра­би; 3. М. Х. Ду­ла­ти; 4. Х. А. Яс­са­уи

1) 1, 2, 4, 3
2) 2, 3, 1, 4
3) 4, 1, 3, 2
4) 2, 4, 3, 1
19.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Oпре­де­ли­те вер­ные утвер­жде­ния об уче­ных-фи­ло­со­фах сред­не­ве­ко­во­го Ка­зах­ста­на и их тру­дах:

I. Ма­хму­да Ка­ш­га­ри на­зы­ва­ли «Вто­рым учи­те­лем» после Ари­сто­те­ля

II. Абул­га­зи Ба­хадур на­пи­сал труд «Ше­жи­ре-и тюрк»

III. Ходжа Ахмет Яс­са­уи сыг­рал важ­ную роль в рас­про­стра­не­нии ис­ла­ма среди тюр­ков-ко­чев­ни­ков

IV. «Тарих-и-Ра­ши­ди» яв­ля­ет­ся пол­но­стью со­кра­щен­ным пе­ре­во­дом со­чи­не­ния Рашид ад-Дина

V. «Ди­у­а­ни лугат ат-тюрк» - труд в об­ла­сти есте­ство­зна­ния

1) I, III
2) I, V
3) III, V
4) II, III
20.  
i

Cта­нов­ле­ние науки на тер­ри­то­рии нашей стра­ны, про­ис­хо­див­шее в сред­ние века, было тесно свя­за­но с про­цес­са­ми ис­ла­ми­за­ции. Го­ро­да Юж­но­го Ка­зах­ста­на были во­вле­че­ны не толь­ко в тор­го­во-эко­но­ми­че­скую си­сте­му Ма­ве­ран­на­хра, но и в по­сте­пен­но скла­ды­ва­ю­щу­ю­ся там си­сте­му му­суль­ман­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

B X-ХII вв. му­суль­ман­ская наука была самой пе­ре­до­вой в мире. Среди уче­ных этой эпохи, ро­див­ших­ся в раз­ных об­ла­стях Цен­траль­ной Азии, можно на­звать вы­да­ю­ще­го­ся тео­ло­га, зна­то­ка хади­сов — аль-Бу­ха­ри, зна­ме­ни­то­го ме­ди­ка, хи­ми­ка и фи­ло­со­фа Ибн-Сину (Ави­цен­ну), ма­те­ма­ти­ка аль-Хо­рез­ми, эн­цик­ло­пе­ди­ста Абу Рай­ха­на Би­ру­ни. Эн­цик­ло­пе­ди­стом был Абу Насыр аль-Фа­ра­би, уро­же­нец Отра­ра в Южном Ка­зах­ста­не.

Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти яв­ля­ет­ся ав­то­ром уни­каль­но­го ис­то­ри­че­ско­го на­уч­но­го труда «Тарих-и-Ра­ши­ди», на­пи­сан­но­го на пер­сид­ском языке в Каш­ми­ре в 1542-46 гг. Он был не толь­ко ис­то­ри­ком, но и бле­стя­щим ли­те­ра­то­ром. Ис­то­ри­че­ская ле­то­пись Абул­га­зи Ба­хаду­ра «Ше­жи­ре-и тюрк» пред­став­ля­ет собой ис­то­рию ди­на­стии по­том­ков Чин­гиз­ха­на — чин­ги­зи­дов до вре­ме­ни прав­ле­ния са­мо­го Абул­га­зи. В этом труде рас­смат­ри­ва­ют­ся важ­ные ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в жизни го­су­дарств Сред­ней Азии, Ка­зах­ста­на и Ближ­не­го Во­сто­ка.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тру­да­ми сред­не­ве­ко­вых уче­ных и их ав­то­ра­ми:

1. Абу Насыр Аль-Фа­ра­би; 2. Му­хам­мед Хай­дар Ду­ла­ти; 3. Абул­га­зи Ба­хадур; 4. Юсуф Ба­ла­са­гу­ни.

A. «Ше­жи­ре и тюрк»;

Б. «Ге­ни­аль­ная жем­чу­жи­на»;

B. «Тарих-и-Ра­ши­ди»;

Г. «Бла­го­дат­ное зна­ние».

1) 1-А; 2-Б; 3-Г; 4-В
2) 1-Б; 2-В; 3-А; 4-Г
3) 1-Г; 2-В; 3-Г; 4-А
4) 1-Г; 2-А; 3-В; 4-Б