Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 4079
1.  
i

Hаука, изу­ча­ю­щая раз­но­об­раз­ные эт­ни­че­ские про­цес­сы

1) куль­ту­ро­ло­гия
2) со­цио­ло­гия
3) ан­тро­по­ло­гия
4) эт­но­ло­гия
2.  
i

Па­мят­ник сар­мат­ско­го пе­ри­о­да:

1) Бе­рель
2) Ши­лик­ты
3) Бес­ша­тыр
4) Арал­то­бе
3.  
i

Тер­ри­то­рия За­пад­но­го Ка­ра­ха­нид­ско­го го­су­дар­ства вклю­ча­ла в себя:

1) Са­ры­ар­ку
2) По­вол­жье
3) Ма­ве­рен­на­хр
4) Же­ты­су
4.  
i

Кур­ган, в ко­то­ром были об­на­ру­же­ны остан­ки ло­ша­дей с зо­ло­той упря­жью

1) Бес­ша­тыр
2) Бе­рель
3) Та­гис­кен
4) Уй­га­рик
5.  
i

Oбра­зо­ва­ние Тюрк­ско­го ка­га­на­та про­изо­шло после рас­па­да го­су­дар­ства

1) мам­лю­ков
2) огу­зов
3) кар­лу­ков
4) гун­нов
6.  
i

B на­ча­ле 1960-х годов на тер­ри­то­рию Ка­зах­ста­на при­бы­ло около 2 мил­ли­о­нов че­ло­век в связи с

1) об­ра­зо­ва­ни­ем СССР
2) с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей
3) эва­ку­а­ци­ей пред­при­я­тий
4) осво­е­ни­ем це­ли­ны
7.  
i

Осо­бый отряд мет­ких стрел­ков в армии Ке­не­са­ры Ка­сы­му­лы воз­глав­лял:

1) жуз­ба­сы
2) мер­ген­ба­сы
3) рот­мистр
4) мын­ба­сы
8.  
i

Ин­ду­стри­а­ли­за­ция была при­ня­та на ХIV съез­де РКП(б) в:

1) 1927 г.
2) 1921 г.
3) 1924 г.
4) 1925 г.
9.  
i

Про­ект про­грам­мы пар­тии «Алаш» был опуб­ли­ко­ван в га­зе­те «Казах»:

1) 21 фев­ра­ля 1921 г.
2) 21 но­яб­ря 1917 г.
3) 24 ок­тяб­ря 1919 г.
4) 21 фев­ра­ля 1920 г.
10.  
i

Чин, ко­то­рый Ш. Уа­ли­ха­нов по­лу­чил после окон­ча­ния Си­бир­ско­го ка­дет­ско­го кор­пу­са:

1) Хо­рун­же­го
2) По­ру­чи­ка
3) Кор­не­та
4) Ка­пи­та­на
11.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Опре­де­ли­те, в каких годах со­вер­ше­но пу­те­ше­ствие, опи­сан­ное в тек­сте:

1) 1205-1206
2) 1215-1216
3) 1225-1226
4) 1246-1247
12.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Через тер­ри­то­рии каких на­ро­дов про­хо­дил путь пу­те­ше­ствен­ни­ка?

1) Ки­ев­ской Руси, Ко­ма­нии, Бис­сер­ми­нов, Китая, Татар
2) Кип­ча­ков, Са­ра­ци­нов, Огу­зов, Сы­ба­нов, Мо­гу­лов
3) Кан­ги­тов, Хо­рез­ма, Ка­ра­ки­та­ев, Най­ма­нов, Мон­го­лов
4) Ху­ла­ги­дов, Ма­ве­ран­на­хра, Ти­му­ри­дов, Мо­гу­лов, Китая
13.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Опре­де­ли­те, от­ку­да и куда про­сле­до­вал путь пу­те­ше­ствен­ни­ка, опи­сан­ный в ис­точ­ни­ке:

1) от Моск­вы до Пе­ки­на
2) от Са­рай­чи­ка до Ба­лык­ты
3) от Ка­за­ни до Орда-Ба­за­ра
4) от Сарая до Ка­ра­ко­ру­ма
14.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Опре­де­ли­те, через тер­ри­то­рии каких со­вре­мен­ных го­су­дарств про­ле­гал путь пу­те­ше­ствен­ни­ка:

1) Ка­зах­стан, Уз­бе­ки­стан, Китай
2) Ка­зах­стан, Кир­гиз­стан, Мон­го­лия
3) Рос­сия, Ка­зах­стан, Мон­го­лия
4) Иран, Уз­бе­ки­стан, Ка­зах­стан
15.  
i

«Этих ко­ма­нов пе­ре­би­ли та­та­ры. Не­ко­то­рые даже убе­жа­ли от их лица, а дру­гие об­ра­ще­ны ими в раб­ство; од­на­ко весь­ма мно­гие из бе­жав­ших воз­вра­ща­ют­ся к ним.

XV. После этого мы въе­ха­ли в землю Кан­ги­тов, в ко­то­рой в очень мно­гих ме­стах ощу­ща­ет­ся силь­ная ску­дость в воде, даже и на­се­ле­ние ее не­мно­го­чис­лен­но из-за не­до­стат­ка в воде. По­это­му люди князя Рус­ско­го, Яро­сла­ва, ехав­шие к нему, в та­тар­скую землю, в боль­шом ко­ли­че­стве умер­ли в этой пу­сты­не. В этой земле, а также в Ко­ма­нии, мы нашли мно­го­чис­лен­ные го­ло­вы и кости мерт­вых людей, ле­жа­щие на земле по­доб­но на­во­зу; ...эти люди были языч­ни­ки, и как ко­ма­ны, так и кан­ги­ты, не об­ра­ба­ты­ва­ли земли, а пи­та­лись толь­ко ско­том; они не стро­и­ли также домов, а по­ме­ща­лись в шат­рах. Их также ис­тре­би­ли та­та­ры и живут в их земле, а те, кто остал­ся, об­ра­ще­ны ими в рабов.

XVI. Из земли Кан­ги­тов въе­ха­ли в землю Бис­сер­ми­нов (т. е. Хо­рез­ма). Эти люди го­во­ри­ли и до­се­ле еще го­во­рят ко­ман­ским язы­ком, а за­ко­на дер­жат­ся Са­ра­цин­ско­го. В этой земле мы нашли бес­чис­лен­ные ис­треб­лен­ные го­ро­да, раз­ру­шен­ные кре­по­сти и много опу­сто­шен­ных се­ле­ний. В этой земле есть одна боль­шая река, имя ко­то­рой нам не­из­вест­но; на ней стоит некий город, име­ну­е­мый Ян­кинт (Janckint), дру­гой по имени Барх­ин и тре­тий, име­ну­е­мый Орнас, и очень много иных, имена ко­то­рых нам не­из­вест­ны ... с се­ве­ра же при­ле­га­ет к ней часть земли чер­ных Ки­та­ев и Океан. Там пре­бы­ва­ет Сыбан, брат Бату.

XVII. Затем мы въе­ха­ли в землю чер­ных Ки­та­ев, в ко­то­рой та­та­ры по­стро­и­ли сыз­но­ва толь­ко один город, по имени Омыл [Имиль]. Им­пе­ра­тор по­стро­ил здесь дом, в ко­то­рый мы при­гла­ше­ны были... Вы­ехав от­ту­да, мы нашли некое море, не очень боль­шое; это море имеет до­воль­но много ост­ров­ков, и мы оста­ви­ли его с левой сто­ро­ны. Земля же изоби­лу­ет мно­ги­ми ре­ка­ми... В этой земле живет Орду, стар­ший над Бату; мало того, он древ­нее всех кня­зей та­тар­ских.

XVIII. Вы­ехав от­сю­да в канун дня, по­свя­щен­но­го бла­жен­но­му Петру (29 июня), мы по­па­ли в землю Най­ма­нов;

они языч­ни­ки. В день же апо­сто­лов Петра и Павла там выпал глу­бо­кий снег, и мы ощу­ти­ли силь­ней­ший холод. Эта земля чрез­мер­но го­ри­ста и хо­лод­на, а ров­ных мест там не­мно­го. (И эти два на­ро­да не за­ни­ма­лись зем­ле­де­ли­ем, но, по­доб­но та­та­рам, жили в шат­рах; та­та­ры также их уни­что­жи­ли.) Через эту стра­ну мы ехали много дней.

XIX. Затем мы въе­ха­ли в стра­ну мон­го­лов, име­ну­е­мых нами та­та­ра­ми. Как мы по­ла­га­ем, мы ехали через эту землю три не­де­ли быст­ро­го пути, а в день бла­жен­ной Марии Маг­да­ли­ны (22 июля) при­е­ха­ли к Куй­ю­ку, ны­неш­не­му им­пе­ра­то­ру».

Опре­де­ли­те, какой ре­ги­он Ка­зах­ста­на опи­сан в па­ра­гра­фе XVI:

1) За­пад­ный
2) Южный
3) Цен­траль­ный
4) Се­вер­ный
16.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Автор пись­мен­но­го ис­точ­ни­ка:

1) Стра­бон
2) Пом­пей Трог
3) Ге­род­от
4) По­ли­эн
17.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Со­вре­мен­ное на­зва­ние реки Аракс:

1) Урал
2) Мур­габ
3) Шар­да­ра
4) Аму­да­рия
18.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Как мас­са­ге­тов на­зы­ва­ли пер­сид­ские ис­точ­ни­ки

1) Саки-па­ра­да­райа
2) Саки-ха­о­ма­вар­га
3) Саки-тиг­ра­ха­уда
4) Саки-ис­се­до­ны
19.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Ос­нов­ной вид де­я­тель­но­сти мас­са­ге­тов:

1) Мо­тыж­ное зем­ле­де­лие
2) Ры­бо­лов­ство
3) Тор­гов­ля
4) Ко­че­вое ско­то­вод­ство
20.  
i

«По одеж­де и об­ра­зу жизни мас­са­ге­ты по­хо­жи на ски­фов. Сра­жа­ют­ся они вер­хом на ло­ша­дях и пешие; знают оба спо­со­ба войны: сра­жа­ют­ся лу­ка­ми; во­ору­же­ны обык­но­вен­но и се­ки­ра­ми. Все пред­ме­ты у них из зо­ло­та и меди; все, что тре­бу­ет­ся для копий, стрел и секир, де­ла­ет­ся из меди; го­лов­ные уборы, пояса и пе­ре­вяз­ки укра­ша­ют­ся зо­ло­том. Также из меди де­ла­ют они груд­ные пан­ци­ри для ло­ша­дей, на­про­тив, уз­деч­ки, удила и фа­ле­ры из­го­тав­ли­ва­ют из зо­ло­та. Же­ле­зо и се­реб­ро они вовсе не упо­треб­ля­ют, по­то­му что этих ме­тал­лов нет в их стра­не, тогда как зо­ло­то и медь в изоби­лии». «Они ни­че­го не сеют, пи­та­ясь до­маш­ни­ми жи­вот­ны­ми и рыбой, ко­то­рую в изоби­лии до­став­ля­ет им река Араке. Они пьют мо­ло­ко. Из богов чтут толь­ко солн­це, ко­то­ро­му при­но­сят в жерт­ву ло­ша­дей. Смысл жерт­вы этой в том, что быст­рей­ше­му из всех богов по­до­ба­ет быст­рей­шее жи­вот­ное».

Опре­де­ли­те, что не было ха­рак­тер­ным для мас­са­ге­тов:

1) Вы­со­ко­го уров­ня до­стиг­ла ме­тал­лур­гия
2) Саки были ис­кус­ны в во­ен­ном ре­мес­ле
3) Ко­че­вые саки по­кло­ня­лись бо­же­ствам солн­ца и войны
4) Сак­ские юве­ли­ры пла­ви­ли же­ле­зо и се­реб­ро и за­ли­ва­ли их в формы