Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕНТ — история Казахстана
Вариант № 3629
1.  
i

Хо­ро­шо во­ору­жен­ные и обу­чен­ные сар­мат­ские воины вели по­сто­ян­ные войны с:

1) Ки­та­ем
2) Римом
3) Гре­ци­ей
4) Русью
2.  
i

Па­мят­ник сар­мат­ско­го пе­ри­о­да:

1) Бе­рель
2) Ши­лик­ты
3) Бес­ша­тыр
4) Арал­то­бе
3.  
i

«…много книг, на­пи­сан­ных на араб­ском и та­джик­ском языке, а эта — един­ствен­ный и пер­вый сбор­ник муд­ро­стей на род­ном языке» писал уче­ный о своей книге:

1) Ю. Ба­ла­са­гу­ни
2) аль-Фа­ра­би
3) Х.А. Йа­са­уи
4) М. Ка­ш­га­ри
4.  
i

Oбычай жұрт­шы­лық пред­по­ла­гал, что

1) од­но­род­цы по­мо­га­ли со­пле­мен­ни­ку в воз­ра­ще­нии долга
2) со­пле­мен­ни­ки сов­мест­но стро­и­ли зим­ние жи­ли­ща
3) со­пле­мен­ни­ки со­би­ра­ли ма­те­ри­аль­ную по­мощь для по­го­рель­цев
4) од­но­род­цы от­ка­зыв­лись и про­го­ня­ли про­ви­нив­ше­го­ся со­пле­мен­ни­ка
5.  
i

Oбра­зо­ва­ние Тюрк­ско­го ка­га­на­та про­изо­шло после рас­па­да го­су­дар­ства

1) мам­лю­ков
2) огу­зов
3) кар­лу­ков
4) гун­нов
6.  
i

Важ­ный вклад в изу­че­ние эпохи брон­зы на тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на внес уче­ный:

1) Е. Ис­ма­и­лов
2) Б. Су­лей­ме­нов
3) А. Мар­гу­лан
4) М. Ауэ­зов
7.  
i

Батыр, отряд ко­то­ро­го в 1845 г. на­го­ло­ву раз­бил хи­вин­ский отряд чис­лен­но­стью 2000 че­ло­век:

1) Жан­ко­жа Нур­му­ха­ме­ду­лы
2) Ис­а­тай Тай­ма­ну­лы
3) Сырым Да­ту­лы
4) Иман Ду­ла­ту­лы
8.  
i

Рос­сий­ский при­став на Ман­гы­с­гау в ходе вос­ста­ния 1870 года

1) И. Т. Рукин
2) Н. А. Ве­рев­кин
3) К. Р. Штем­пель
4) В. А. Пе­ров­ский
9.  
i

O не­од­но­род­но­сти об­ще­ства ан­д­ро­нов­цев можно су­дить по:

1) числу рабов
2) типу жи­ли­ща
3) тру­по­по­ло­же­нию
4) ко­ли­че­ству скота
10.  
i

Си­бир­ский ка­дет­ский кор­пус, где учил­ся Шокан Уа­ли­ха­нов, на­хо­дил­ся в го­ро­де

1) Ураль­ске
2) Омске
3) Орен­бур­ге
4) Том­ске
11.  
i

УЙ­СУ­НЫ

«Пле­ме­на уй­су­ней, ко­то­рые на­сле­до­ва­ли земли саков-тиг­ра­ха­уда в Се­ми­ре­чье, при­шли из глу­би­ны Цен­траль­ной Азии. Во II в. до н. э. часть уй­су­ней пе­ре­се­ли­лась в Се­ми­ре­чье, под­чи­ни­ла сак­ские пле­ме­на и ос­но­ва­ла вла­де­ния во главе с пред­во­ди­те­лем, но­сив­шим титул «гу­нь­мо» (кунь баг — князь над кня­зья­ми). Ос­нов­ная тер­ри­то­рия уй­су­ней рас­по­ла­га­лась в Илий­ской до­ли­не, а за­пад­ная гра­ни­ца про­хо­ди­ла по Чу и Та­ла­су, где уй­су­ни гра­ни­чи­ли с Кан­г­ю­ем. На во­сто­ке они имели общую гра­ни­цу с хунну, а на юге их вла­де­ния со­при­ка­са­лись с Фер­га­ной (Да­ва­нью). Сто­ли­ца уй­су­ней Город Крас­ной до­ли­ны на­хо­ди­лась на бе­ре­гу Иссык-Куля. Это был укреп­лен­ный город с пред­ме­стья­ми. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия уй­су­ней, ко­то­рая в ис­точ­ни­ках про­сле­жи­ва­ет­ся до III в. н. э., по­вест­ву­ет об их свя­зях с Ки­та­ем, за­клю­че­нии ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний, же­нить­бе уй­сунь­ских гу­нь­мо на ки­тай­ских прин­цес­сах. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что уй­су­ни были пред­ка­ми тюрок и го­во­ри­ли по-тюрк­ски. Но как бы то ни было, на­зва­ние «уй­сунь» носит одно из круп­ных ка­зах­ских пле­мен».

Одно из круп­ных ка­зах­ских пле­мен носит на­зва­ние «уйсун», так как

1) тер­ри­то­рия рас­се­ле­ния уй­су­ней на­хо­ди­лась в Ка­зах­ста­не
2) одно из ад­ми­ни­стра­тив­ных де­ле­ний ка­за­хов но­си­ло это на­зва­ние
3) ос­но­ва­те­лем Ка­зах­ско­го хан­ства был Уйсун
4) в во­сточ­но-иран­ских ис­точ­ни­ках слово «уйсун» обо­зна­ча­ет «казах»
12.  
i

УЙ­СУ­НЫ

«Пле­ме­на уй­су­ней, ко­то­рые на­сле­до­ва­ли земли саков-тиг­ра­ха­уда в Се­ми­ре­чье, при­шли из глу­би­ны Цен­траль­ной Азии. Во II в. до н. э. часть уй­су­ней пе­ре­се­ли­лась в Се­ми­ре­чье, под­чи­ни­ла сак­ские пле­ме­на и ос­но­ва­ла вла­де­ния во главе с пред­во­ди­те­лем, но­сив­шим титул «гу­нь­мо» (кунь баг — князь над кня­зья­ми). Ос­нов­ная тер­ри­то­рия уй­су­ней рас­по­ла­га­лась в Илий­ской до­ли­не, а за­пад­ная гра­ни­ца про­хо­ди­ла по Чу и Та­ла­су, где уй­су­ни гра­ни­чи­ли с Кан­г­ю­ем. На во­сто­ке они имели общую гра­ни­цу с хунну, а на юге их вла­де­ния со­при­ка­са­лись с Фер­га­ной (Да­ва­нью). Сто­ли­ца уй­су­ней Город Крас­ной до­ли­ны на­хо­ди­лась на бе­ре­гу Иссык-Куля. Это был укреп­лен­ный город с пред­ме­стья­ми. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия уй­су­ней, ко­то­рая в ис­точ­ни­ках про­сле­жи­ва­ет­ся до III в. н. э., по­вест­ву­ет об их свя­зях с Ки­та­ем, за­клю­че­нии ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний, же­нить­бе уй­сунь­ских гу­нь­мо на ки­тай­ских прин­цес­сах. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что уй­су­ни были пред­ка­ми тюрок и го­во­ри­ли по-тюрк­ски. Но как бы то ни было, на­зва­ние «уй­сунь» носит одно из круп­ных ка­зах­ских пле­мен».

Роль гу­нь­мо в уй­сун­ском об­ще­стве

1) имел вер­хов­ную власть
2) был пред­ста­ви­те­лем Чин­ги­зи­дов
3) имел толь­ко во­ен­ную власть
4) об­ла­дал толь­ко су­деб­ной вла­стью
13.  
i

УЙ­СУ­НЫ

«Пле­ме­на уй­су­ней, ко­то­рые на­сле­до­ва­ли земли саков-тиг­ра­ха­уда в Се­ми­ре­чье, при­шли из глу­би­ны Цен­траль­ной Азии. Во II в. до н. э. часть уй­су­ней пе­ре­се­ли­лась в Се­ми­ре­чье, под­чи­ни­ла сак­ские пле­ме­на и ос­но­ва­ла вла­де­ния во главе с пред­во­ди­те­лем, но­сив­шим титул «гу­нь­мо» (кунь баг — князь над кня­зья­ми). Ос­нов­ная тер­ри­то­рия уй­су­ней рас­по­ла­га­лась в Илий­ской до­ли­не, а за­пад­ная гра­ни­ца про­хо­ди­ла по Чу и Та­ла­су, где уй­су­ни гра­ни­чи­ли с Кан­г­ю­ем. На во­сто­ке они имели общую гра­ни­цу с хунну, а на юге их вла­де­ния со­при­ка­са­лись с Фер­га­ной (Да­ва­нью). Сто­ли­ца уй­су­ней Город Крас­ной до­ли­ны на­хо­ди­лась на бе­ре­гу Иссык-Куля. Это был укреп­лен­ный город с пред­ме­стья­ми. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия уй­су­ней, ко­то­рая в ис­точ­ни­ках про­сле­жи­ва­ет­ся до III в. н. э., по­вест­ву­ет об их свя­зях с Ки­та­ем, за­клю­че­нии ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний, же­нить­бе уй­сунь­ских гу­нь­мо на ки­тай­ских прин­цес­сах. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что уй­су­ни были пред­ка­ми тюрок и го­во­ри­ли по-тюрк­ски. Но как бы то ни было, на­зва­ние «уй­сунь» носит одно из круп­ных ка­зах­ских пле­мен».

При­чи­на раз­ви­тия во­ен­но­го дела у усу­ней

1) не­об­хо­ди­мость за­щи­ты своих гра­ниц
2) по­сто­ян­ная агрес­сив­ная внеш­няя по­ли­ти­ка
3) глав­ным ис­точ­ни­ком обо­га­ще­ния яв­ля­лись во­ен­ные по­хо­ды
4) по­дав­ле­ния со­про­тив­ле­ния по­ко­рен­ных пле­мен
14.  
i

УЙ­СУ­НЫ

«Пле­ме­на уй­су­ней, ко­то­рые на­сле­до­ва­ли земли саков-тиг­ра­ха­уда в Се­ми­ре­чье, при­шли из глу­би­ны Цен­траль­ной Азии. Во II в. до н. э. часть уй­су­ней пе­ре­се­ли­лась в Се­ми­ре­чье, под­чи­ни­ла сак­ские пле­ме­на и ос­но­ва­ла вла­де­ния во главе с пред­во­ди­те­лем, но­сив­шим титул «гу­нь­мо» (кунь баг — князь над кня­зья­ми). Ос­нов­ная тер­ри­то­рия уй­су­ней рас­по­ла­га­лась в Илий­ской до­ли­не, а за­пад­ная гра­ни­ца про­хо­ди­ла по Чу и Та­ла­су, где уй­су­ни гра­ни­чи­ли с Кан­г­ю­ем. На во­сто­ке они имели общую гра­ни­цу с хунну, а на юге их вла­де­ния со­при­ка­са­лись с Фер­га­ной (Да­ва­нью). Сто­ли­ца уй­су­ней Город Крас­ной до­ли­ны на­хо­ди­лась на бе­ре­гу Иссык-Куля. Это был укреп­лен­ный город с пред­ме­стья­ми. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия уй­су­ней, ко­то­рая в ис­точ­ни­ках про­сле­жи­ва­ет­ся до III в. н. э., по­вест­ву­ет об их свя­зях с Ки­та­ем, за­клю­че­нии ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний, же­нить­бе уй­сунь­ских гу­нь­мо на ки­тай­ских прин­цес­сах. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что уй­су­ни были пред­ка­ми тюрок и го­во­ри­ли по-тюрк­ски. Но как бы то ни было, на­зва­ние «уй­сунь» носит одно из круп­ных ка­зах­ских пле­мен».

При­чи­на тес­ных гео­по­ли­ти­че­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний уй­су­ней и Китая

1) раз­ви­тие тор­гов­ли по Ве­ли­ко­му Шел­ко­во­му пути
2) еди­ное ис­поль­зо­ва­ние паст­бищ
3) по­мощь Китаю в стро­и­тель­стве Ве­ли­кой Ки­тай­ской стены
4) сов­мест­ная борь­ба с са­ка­ми-тиг­ра­ха­уда­ми
15.  
i

УЙ­СУ­НЫ

«Пле­ме­на уй­су­ней, ко­то­рые на­сле­до­ва­ли земли саков-тиг­ра­ха­уда в Се­ми­ре­чье, при­шли из глу­би­ны Цен­траль­ной Азии. Во II в. до н. э. часть уй­су­ней пе­ре­се­ли­лась в Се­ми­ре­чье, под­чи­ни­ла сак­ские пле­ме­на и ос­но­ва­ла вла­де­ния во главе с пред­во­ди­те­лем, но­сив­шим титул «гу­нь­мо» (кунь баг — князь над кня­зья­ми). Ос­нов­ная тер­ри­то­рия уй­су­ней рас­по­ла­га­лась в Илий­ской до­ли­не, а за­пад­ная гра­ни­ца про­хо­ди­ла по Чу и Та­ла­су, где уй­су­ни гра­ни­чи­ли с Кан­г­ю­ем. На во­сто­ке они имели общую гра­ни­цу с хунну, а на юге их вла­де­ния со­при­ка­са­лись с Фер­га­ной (Да­ва­нью). Сто­ли­ца уй­су­ней Город Крас­ной до­ли­ны на­хо­ди­лась на бе­ре­гу Иссык-Куля. Это был укреп­лен­ный город с пред­ме­стья­ми. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия уй­су­ней, ко­то­рая в ис­точ­ни­ках про­сле­жи­ва­ет­ся до III в. н. э., по­вест­ву­ет об их свя­зях с Ки­та­ем, за­клю­че­нии ди­пло­ма­ти­че­ских от­но­ше­ний, же­нить­бе уй­сунь­ских гу­нь­мо на ки­тай­ских прин­цес­сах. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что уй­су­ни были пред­ка­ми тюрок и го­во­ри­ли по-тюрк­ски. Но как бы то ни было, на­зва­ние «уй­сунь» носит одно из круп­ных ка­зах­ских пле­мен».

Опре­де­ли­те вер­ные ар­гу­мен­ты

I. Ос­нов­ная тер­ри­то­рия уй­су­ней рас­по­ла­га­лась в Илий­ской до­ли­не

II. На во­сто­ке уй­су­ни имели общую гра­ни­цу с Кан­г­ю­я­ми

III. За­клю­чи­ли ди­пло­ма­ти­че­ские от­но­ше­ния с Ви­зан­тий­ской им­пе­ри­ей

IV. Сто­ли­ца уй­су­ней — Чи­гу­чен

V. Уй­су­ни были пред­ка­ми гун­нов

1) I, IV
2) II, III
3) V, II
4) III, I
16.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Bозник­но­ве­ние изоб­ра­жен­но­го на кар­ти­не му­зы­каль­но­го ин­стру­мен­та, по ле­ген­де свя­за­но с име­нем Кор­кы­та:

1) дом­б­ра
2) сы­быз­гы
3) кар­най
4) кобыз
17.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Cостя­за­ние пев­цов-им­про­ви­за­то­ров:

1) айтыс
2) ак суйек
3) кыз куу
4) ку­рул­тай
18.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Кюй Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­и­улы «Киш­кен­тай» по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния:

1) И. Тай­ма­но­ву
2) Е. Пу­га­че­ву
3) Ж. Тлен­ши­е­ву
4) С. Да­ту­лы
19.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Опре­де­ли­те вер­ные ар­гу­мен­ты:

I. Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата;

II. 1855 г. Кур­ман­га­зы при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол

III. Тат­тим­бет один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в.

IV. Кюй «Киш­кен­тай» пер­вый кюй Тат­тим­бе­та Ка­зан­га­пу­лы

1) III, IV
2) I, II
3) II, V
4) I, III
20.  
i

Рас­про­стра­не­ние му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов свя­за­но с на­род­ным твор­че­ством. Осо­бое место в ряду ин­стру­мен­тов у ка­за­хов за­ни­ма­ет дом­б­ра. Ис­то­рия воз­ник­но­ве­ния дом­б­ры и ко­бы­за ухо­дит кор­ня­ми вглуб веков. Еще в пе­ри­од тюрк­ских го­су­дарств дом­б­ра как ин­стру­мент была в ходу. Со­глас­но ле­ген­де, о смер­ти стар­ше­го сына Чин­гис­ха­на — Джучи со­об­щи­ли, ис­пол­нив на дом­б­ре кюй «Ақсақ құлан» («Хро­мой кулан»). Счи­та­ет­ся, что кобыз со­здал свя­той ста­рец Кор­кыт ата, жив­ший в X в. на бе­ре­гах Сыр­да­рьи.

Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ка­зах­ской клас­си­че­ской дом­бро­вой му­зы­ки XIX в., не­пре­взой­ден­ный автор и ис­пол­ни­тель кюев в стиле шерт­пе Тат­тим­бет Ка­зан­га­пов. Вы­да­ю­щий­ся кюйши-ком­по­зи­тор в 1855 г. в со­ста­ве де­ле­га­ции си­бир­ских кир­ги­зов (ка­за­хов) по­бы­вал в Пе­тер­бур­ге, при­нял уча­стие в це­ре­мо­нии вос­ше­ствия Алек­сандра II на рос­сий­ский пре­стол. Кюи ком­по­зи­то­ра «Саржай­лау», «Сылқылдақ» от­но­сят­ся к луч­шим про­из­ве­де­ни­ям ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки.

Ге­ни­аль­ный кюйши-ком­по­зи­тор, клас­сик ка­зах­ской ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки был Кур­ман­га­зы Са­гыр­ба­ев. Вся жизнь ге­ни­аль­но­го кюйши про­те­ка­ла в борь­бе за со­ци­аль­ную спра­вед­ли­вость, он вы­сту­пал про­тив про­из­во­ла власть иму­щих. По на­род­ным рас­ска­зам, пер­вый его кюй «Киш­кен­тай» был по­свя­щен ру­ко­во­ди­те­лю на­род­но­го вос­ста­ния Ис­а­таю Тай­ма­но­ву.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность жизни де­я­те­лей куль­ту­ры:

1. Кор­кыт ата; 2. Кур­ман­га­зы Са­гыр­бай­у­лы; 3. Тат­тим­бет Ка­зан­га­пу­лы

1) 1, 2, 3
2) 1, 3, 2
3) 2, 3, 1
4) 3, 2, 1